Непростая мужская работа

Служба  в  «Стреле»  и  престижна, и  опасна,  и  трудна…

Служба  в  «Стреле»  и  престижна, и  опасна,  и  трудна…

Виктор включил проблесковые маячки, дернул ручник и лихо развернул машину на 90 градусов. Мы стали поперек минской кольцевой дороги и перекрыли движение. Через минуту с боковой дороги на трассу выехали «шкода» и «опель» с красно-синими мигалками, следом два «мерседеса» и три микроавтобуса. Садимся «на хвост», и стрелка спидометра замирает на отметке 90. 

Я еду в замыкающей машине сопровождения специального подразделения ДПС «Стрела» ГАИ МВД Беларуси и слышу все переговоры по рации. 

— «Стрела-33», на 45-м километре в правой полосе пешеходы. Будьте внимательны, — предупреждает экипаж «шкоды». 

Начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения «Стрелы» Виктор Богданович объясняет все на ходу. Машина, что помчалась вперед, – сигнальная. Она отрывается на полкилометра и «расчищает» дорогу. За ней едет машина прикрытия. В «мерседесах» высокие гости – глава и члены правительства Судана. Сопровождать и охранять в дороге эту делегацию – вот задача «Стрелы» на сегодня. 

Попутки тормозят и жмутся к обочине. В районе поворота на Ждановичи сворачиваем в город. Экипаж «Стрелы» связывается с центром управления работы светофоров и запрашивает «зеленую волну» по маршруту. Вот это да! От кольцевой дороги до Городского Вала через проспект Победителей мы домчались без единой остановки всего за шесть минут. И это в вечерний час пик! 

В самом деле, для машин и мотоциклов «Стрелы» не бывает пробок и заторов. Уж слишком ответственное задание – сопровождать глав делегаций зарубежных стран. Верх почета – официальный эскорт на мотоциклах. В разное время его удостаивались Билл Клинтон, Уго Чавес, Роберт Кочарян и другие VIP-персоны. 

Сегодня, кстати, сотрудники «Стрелы» отмечают 14-летие своего элитного подразделения. На их счету 28 эскортирований и более 10 тысяч сопровождений... В 1993 году первым гостем страны, которого эскортировала «Стрела», стал тогдашний президент Польши Лех Валенса. Ему настолько все понравилось, что сам прокатился на «Урале», сфотографировался на память и пожал руки всем сотрудникам. Затем эскорт подавали Борису Ельцину — то было настоящее «боевое крещение». Борис Николаевич, как известно, любил быструю езду и попросил «лететь с ветерком». С улыбкой вспоминает ту поездку заместитель начальника «Стрелы» по технической части Анатолий Карунас. Мороз минус 16 градусов, лютая метель, а скорость 130 км/час. Тогда пальцы примерзли к ручкам руля и разогнулись только спустя полчаса. 

К слову, скоростной режим сопровождения и эскорта оговорен в специальных документах. Но «Стрела» не всегда едет ровно 90. 

— Всегда важно рассчитать время прибытия с точностью до минуты, — говорит начальник службы эскортирования «Стрелы» Алексей Маручек. – Поэтому частенько приходится газовать. 

Какой бы быстрой ни была езда, вместе с королевской точностью «Стреле» важно обеспечить и максимальную безопасность. Конечно, были случаи, когда сотрудники специального подразделения попадали в ДТП, но всякий раз по чужой вине. Однажды на гродненской трассе навстречу машине прикрытия вылетел автомобиль. Мощный удар, опрокидывание. Если бы не «Стрела», неминуемо пострадала бы важная делегация. 

На стенах в Управлении ГАИ МВД Беларуси висят фотографии разных лет. Например, 1994 год – руку мотоциклистам специального подразделения ГАИ жмет Билл Клинтон, 2001 год – улыбается и машет эскорту Цзян Цзэминь. 

Помимо эскорта и сопровождения, сотрудники «Стрелы» помогают коллегам в регионах, следят за транспортной дисциплиной, ловят преступников. Несколько лет назад в ночь на 8 марта в Минске завязалась горячая погоня. «Стрела» преследовала угнанную «шестерку». Нетрезвый водитель вырвался на МКАД. На приказы остановиться ответил тараном. Оставалась крайняя мера в таких случаях – стрельба. Только пробитые шины охладили пыл преступника. 

Сегодня на службе у «Стрелы» скоростные мотоциклы БМВ и «Ямаха». Максимальная скорость последнего — 220 километров в час, на нем можно догнать любого лихача. Автопарк – в основном «опели-вектра» 2006 года выпуска. И, конечно, девять красавцев «Крайслер 300С» — для особо почетных случаев. Полный привод и «зверь» под капотом — 5,7-литровый двигатель. 

— Машины, конечно, должны быть на уровне, но это не главное. Гордость «Стрелы» — ее сотрудники, — убежден начальник специального подразделения ГАИ МВД Беларуси Николай Сасинович. — Здесь служат не только корифеи эскорта, но и асы экстремального вождения. Не случайно наши ребята уже пять раз становилось лучшими в республике по итогам смотра-конкурса профессионального мастерства среди инспекторов ДПС. Благодаря их профессионализму за 14 лет не раз приходилось слышать от разных людей, что «Стрела» стала одной из визитных карточек Беларуси. 

Отличительный знак элитного подразделения ГАИ (белая стрела в синем ромбе) появился в 2001 году. А недавно появился и гимн. Там есть такие строчки: «А если беда, вдруг в строю недочтемся кого-то, мы вспомним о том, что в «Стреле» не простая работа…» Эта фраза не для красного словца. 22 февраля 2003 года капитан «Стрелы» Иван Лукашевич возвращался со служебного задания. В Барановичском районе он притормозил у занесенного снегом микроавтобуса на обочине. Внутри замерзали пассажиры (машина сломалась, а морозы тогда стояли такие же, как сейчас). Лукашевич пересадил людей в служебный автомобиль, подцепил трос. В этот момент на большой скорости его сбил автобус, водитель которого заснул за рулем… Кто сказал, что служба в «Стреле» это только престиж? 

На снимке: инспектор Василий Бацеко и старший инспектор Дмитрий Вильтовский спецподразделения ДПС «Стрела» МВД Республики Беларусь. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter