Непривычное, но необходимое

Розничный товарооборот за 10 месяцев оказался ниже прогноза

Розничный товарооборот за 10 месяцев этого года оказался ниже годового прогноза и заметно ниже темпов, которые были продемонстрированы в начале года. 9,6 % к уровню января—октября прошлого года — такой темп прироста розничного товарооборота явно не может порадовать торговую отрасль. Однако он отражает непростую ситуацию с покупательной способностью населения и состояние сферы денежного обращения.

Итак, розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе—октябре 2011 г. составил 82,1 трлн. рублей (прирост 9,6 % к прошлогодним январю—октябрю). Население за это время купило пищевых продуктов, напитков и табачных изделий на 42,2 трлн. рублей (прирост на 8,8 %), а непродовольственных товаров — на 39,9 трлн. рублей (прирост на 10,5 %). Увеличение розничного товарооборота организаций торговли в сопоставимых ценах составило 16,7 %. По-прежнему 78 % продовольственных товаров в стране продается именно через них, а на долю рынков и прочих форм торговли остается лишь 22 %.

Покупатели активно заботились о хлебе насущном, и это видно по динамике продаж по отдельным группам товаров. Так, выросла на 22,7 % продажа макаронных изделий, на 21,4 % — масла растительного, на 15 % — мяса, включая мясо птицы и мясные продукты. На пользу здоровью пошла прибавка на 10 % в реализации фруктовых и овощных соков.

Что же касается промышленных товаров, то примерно 71 % из них продан был торговыми организациями, остальное — на рынках и через иные формы торговли. Рост их реализации в сопоставимых ценах превысил 23 %, и это красноречиво отражает прежде всего действия покупателей в апреле—июне, когда они стремились сохранить свои средства в условиях обесценивания белорусского рубля и тратили деньги на покупку промышленных товаров. По некоторым группам товаров тенденция оказалась долгоиграющей. Скажем, за 10 месяцев выросли продажи обуви — на 61,9 %, верхней одежды — на 46,2 %, трикотажных изделий — на 39,7 %, синтетических моющих средств — на 38,5 %, строительных материалов — на треть.

Во многом такая динамика продаж была предопределена первыми пятью месяцами года, когда темп прироста товарооборота составил 22,3 %. Уже по итогам полугодия он упал до 18,4 %. Второе полугодие демонстрирует явное снижение спроса. В нынешнем положении некоторое торможение спроса даже целесообразно, но оно не должно становиться тенденцией и подпитывать негативные процессы в экономике. Трудно сказать, оживится ли спрос в конце года, но, похоже, новогодние и рождественские подарки в этом году будут выбирать более скромные.

И еще одна явная примета сегодняшних процессов в торговле: покупатель отдает предпочтение отечественным товарам исключительно из-за ценового фактора: после девальвации рубля и при дефиците валюты на закупки за пределами страны они доступнее, значительно, порой в несколько раз, дешевле импорта. Так, доля белорусских макарон за год выросла в общем объеме продаж до 69, 4 % (была 58 %), растительного масла — с 30,5 до 41 %, рыбы — с 47,9 до 52,8 %, соков — с 72 до 77 %. Если раньше отечественные товары представляли лишь треть синтетических моющих средств, то сейчас удельный вес белорусской продукции уже почти половина. До почти трех четвертей выросла доля отечественной верхней одежды и обуви. А по трикотажу, носкам и колготкам перевес еще более заметный: они занимают до 90 % рынка.

Недавно глава государства предостерег руководителей правительства, потребовав, чтобы больше обратили внимания на сдерживание роста цен, чтобы соотечественники не ходили в магазин «как в музей». Для этого необходимы усилия по насыщению рынка, прежде всего отечественными товарами, продажа которых будет стимулировать развитие производства, приводить в норму состояние дел в денежно-кредитной сфере. Сдерживают чрезмерный внутренний спрос и более жесткая финансовая политика, в частности рост ставки рефинансирования, что привело к увеличению процентных ставок по кредитам. Вполне понятно, что теперь от слишком активной жизни в кредит придется воздержаться. И опираться на свои средства во всем. Что ж, менять поведение на потребительском рынке непросто и непривычно, но в нынешних условиях необходимо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.13
Загрузка...
Новости