Как защитить историческую правду

Неприкосновенное наследие

Обилие фальшивой или недостоверной информации становится общемировым злом. И речь, к сожалению, не только о новостном сегменте: посягательства ведутся и на историческое прошлое. Причем таких попыток с каждым годом все больше. Как противостоять им? Поразмышлять об этом «СБ. Беларусь сегодня» пригласила председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, члена-корреспондента НАН, доктора исторических наук, профессора Игоря МАРЗАЛЮКА, директора Института истории НАН кандидата исторических наук, доцента Вячеслава ДАНИЛОВИЧА и аналитика Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Алексея АВДОНИНА.

Героическая история белорусского народа свята и незыблема. Как обелиск Победы в центре Минска.

Почему важна память

И.Марзалюк: Память о Великой Отечественной войне — один из важнейших, краеугольных камней нашей истории. Это связано в первую очередь с той фундаментальной травмой, которую нанесла эта война нашему народу. Безо всякого пафоса это самое трагическое для нас событие в истории ХХ века, поставившее ребром вопрос самого существования белорусов — физического, национального, ментального. Именно поэтому слово «война» в Беларуси ассоциативно связывается с Великой Отечественной.
Игорь МАРЗАЛЮК:


— У разных стран свои варианты защиты своей исторической памяти. Бывает, что историческая политика представляет собой циничную фальсификацию памяти и создание нового исторического нарратива, который ничего общего с прошлым не имеет. Когда герои объявляются предателями, а предатели — героями. Противостоять подобным искажениям и фальсификациям можно лишь одним — правдой. Публикацией документов, высказываний и нашей собственной памятью, как на уровне семей, так и коллективной.
Наша историческая память направлена на формирование преемственности, понимания фундаментальных ценностей у всех поколений — вне зависимости от того, сколько времени прошло. Кто бы что ни говорил, но для абсолютного большинства белорусских граждан 9 Мая — это праздник. Это день, которым мы гордимся и в который скорбим. Это наша коллективная радость и наша коллективная боль. По сути, это наша белорусская вселенскость, которая не принимает зоологического расизма и этнического национализма. Именно поэтому те, кто исповедует противоположные взгляды, так ненавидят Великую Отечественную войну, стремятся назвать ее мифом и заменить своим мифологемным рядом про «героев-полицаев».

В.Данилович: Любое искажение исторической памяти может привести к деградации общества и расколу нации. Поэтому для нас жизненно важно сохранить для потомков память о героизме и самоотверженности наших предков, поколений победителей в Великой Отечественной войне. Именно для сохранения исторической памяти и выработки в белорусском обществе иммунитета против искажений и фальсификаций исторического прошлого Национальная академия наук Беларуси инициировала в марте этого года всебелорусскую акцию «Народная летопись Великой Отечественной войны: вспомним всех!». В рамках акции в Институте истории развернута работа по сбору, научной обработке и подготовке к публикации сохранившихся воспоминаний и фотографий участников событий Великой Отечественной войны, формируется электронная база данных. Мы уже получили более сотни интереснейших материалов.


А.Авдонин: Нам необходимо иметь возможность защитить все основные символы, связанные с Великой Победой, которые сегодня активно пытаются разрушить различные институты и структуры. Для Беларуси как одной из стран, наиболее пострадавших в Великой Отечественной войне, но сумевших сохранить после развала СССР все исторические памятники и неосязаемую, но важную идеологическую составляющую по охране наследия этого великого события, самым главным сегодня является выработка механизмов, которые бы позволили сохранить все эти атрибуты как можно дольше.

Поэтому для нашей страны необходимо прорабатывать целый комплекс мер — в информационной, образовательной сферах — для новых поколений. Направленный как на сохранение всей атрибуции и символики, так и на проведение иных акций, в которых бы отражались реальные исторические события. И демонстрировались бы объективные документы, не дающие возможности играть на чьей-либо неосведомленности и искажать нашу историческую память.
Вячеслав ДАНИЛОВИЧ:


— В Институте истории НАН Беларуси вопросу защиты исторической памяти от конъюнктурных посягательств уделяется огромное внимание. И если эту работу будем вести все вместе, мы выработаем в нашем обществе иммунитет против таких попыток фальсификаций и искажений, когда отдельные факты преподносятся как истина в последней инстанции, обобщенная на всю страну или на весь народ.
Уникальность белорусской нации

И.Марзалюк: Белорусы — самый антинацистский народ из всех народов Восточной и Центральной Европы. Мы дали минимальное количество предателей и коллаборационистов, если сравнивать статистику с другими государствами. Среди нас было минимальное количество тех, кто сотрудничал с гитлеровцами. И именно мы создали такой феномен истории, как массовое партизанское движение, когда сотни тысяч сражались с оружием в руках и еще сотни тысяч находились в резерве. Аналогов белорусскому партизанскому движению нет, это уникальное явление мировой истории. И оно, безусловно, является важнейшим элементом нашей субъектности.

Кроме того, белорусский народ продемонстрировал на этой войне свои лучшие гуманистические качества. Речь не только о большом количестве взорванных эшелонов и коммуникаций врага, хотя и это очень важно. Речь о человечности в наших сердцах и о том, как мы сохраняли ее в годы лихолетья. Например, спасая людей иного происхождения от неминуемой гибели. В этом смысле можно говорить о белорусском сопротивлении — причем партизанское движение было лишь одним из его элементов. Для меня сопротивление в целом — это коллективное массовое неприятие абсолютного зла. Вот что такое Великая Отечественная война для белорусского народа. Именно на этом строится вся парадигма белорусской исторической политики: на акценте героизма простых людей.

В.Данилович: 374 тысячи партизан и более 70 тысяч подпольщиков — сам факт столь массового движения сопротивления подчеркивает наличие поддержки со стороны большинства населения. И про это также надо громко говорить. Да, были и те, кто сотрудничал с германскими оккупационными властями, но таковых было несоизмеримо, на порядки меньше, чем тех, кто с оружием в руках, на подпольной работе или просто путем саботажа распоряжений оккупационных властей добывал нашу общую Победу.

Более 370 тысяч партизан — факт столь массового движения сопротивления практически не имеет аналогов в истории.

Без прошлого нет будущего

И.Марзалюк: Когда мы говорим о белорусской исторической политике, мы понимаем под ней целый спектр мероприятий. Это и абсолютно осознанная мемориализация памяти — в виде памятников, монументов, мемориалов. В них белорусский, советский народ выступает как народ-победитель. Но и скорбная память о жертвах нами хранится. Многочисленные военные мемориалы, Курганы Славы, комплексы «Хатынь» и «Тростенец» свидетельствуют о важности этой темы для нас.

Будь моя воля, я бы с 9 мая и до 3 июля устраивал чтения и диктанты, которые бы писали все. Скажем, по тем же «Карателям» Адамовича. Я считаю, что в нашем случае разговоры о войне — не просто пафос, литавры и барабаны. Это еще и «Возьму твою боль», «Иди и смотри», «Каратели», «Сотников». И как только кто-то начинает лгать, что для Беларуси 1941 год был освобождением, надо просто вспомнить документы, виселицы, расчлененность республики. Вспомнить, что оккупация для Беларуси была еще и последним (к счастью) разделом территории живого тела нашей страны.
Алексей АВДОНИН:


— Надо понимать, что исторические моменты, связанные с Великой Отечественной войной и победой, являются неотъемлемыми частями, даже корнями нашего социума. И если мы дадим кому-то возможность разрушить эти корни, мы тем самым разрушим свое начало. И станем подобны дереву, лишившемуся своих корней и их подпитки, которое обречено на усыхание и разрушение затем внешними силами.
В.Данилович: Убежден, что противостоять попыткам фальсификации исторического прошлого необходимо. Но делать это нужно вместе и сообща. К этому процессу должны быть привлечены и ученые, и общество, и учителя, и музейные работники. Иными словами, должна вестись целенаправленная методическая работа по донесению до широкой общественности правды о событиях Великой Отечественной войны. Именно реальных фактов, которые на сегодняшний день нередко пытаются исказить и передернуть. Например, пытаются поставить на одну доску Германию и Советский Союз, обвинив их обоих в развязывании Второй мировой войны. Между тем документы свидетельствуют, что Советский Союз не собирался устраивать нападение и развязывать Вторую мировую войну. Решение Гитлера напасть на Польшу было принято задолго до того, как был подписан германо-советский договор о ненападении. Причем Советский Союз был последним из европейских стран, подписавших такой договор с Германией, другие страны это сделали гораздо раньше.

А.Авдонин: Для меня как для сына (именно сына, а не внука!) ветерана Великой Отечественной войны, который прошел ее офицером-танкистом от битв под Москвой и за Воронеж до борьбы с Квантунской армией, необходимость сохранения нашего исторического наследия и защиты исторической же правды воспринимается особенно остро. Мне довелось узнать многие подробности того времени не через поколения, а от их непосредственного участника. И оттого становится более понятным, насколько тяжело далась нам Великая Победа, в каких неимоверных условиях шла битва за каждую пядь советской земли. Отец дважды горел в танке, получил тяжелейшие ранения. И вместе с тем выжил и дал возможность мне через него соприкоснуться с теми событиями. Дабы иметь возможность донести память о них до следующих поколений, до нашей молодежи. И донести до них твердое убеждение в том, что наша историческая память — залог наших сегодняшних прав и свобод и нашей спокойной мирной жизни.

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter