Первое место в Беларуси среди подержанных автомобилей занял «Фольксваген Пассат»

Непрезентабельное "автобэу"

Кто проиграет больше на авторынке: будущие владельцы или перекупщики?
Кто проиграет больше на авторынке: будущие владельцы или перекупщики в шортах, шлепках и пачкой «зеленых» в кармане?

С 2015 года техрегламентом Таможенного союза вводятся новые правила импорта автомобилей. Называется он довольно просто — «О безопасности колесных транспортных средств». Впрочем, такой документ действовал и раньше, но теперь он унифицирован для стран всей «тройки». Кстати, новый регламент специальная комиссия ТС утвердила еще в конце 2011 года. Но среди прочих важных договоренностей на него не обратили особого внимания. Но все же с требованиями, которым должен соответствовать выпущенный в странах Таможенного союза или привезенный из-за его пределов автомобиль, стоит ознакомиться. В первую очередь, конечно же, автомобилистам. Как профессионалам, так и любителям.


Кто в ответе за безопасность?

Для импортеров и дилеров принципиально нового ничего нет. Юрлица и раньше оформляли сертификаты на каждую ввозимую в Беларусь модель автомобиля. Но для физических лиц, которые собираются самостоятельно доставить подержанный автомобиль из-за рубежа, с 1 января ситуация осложнится. Проще говоря, на каждую «бэушку» старше трех лет, которую частник привезет из-за пределов стран ТС, нужно будет получить «Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства». Конечно, не бесплатно.

Текста в техническом регламенте ТС 465 страниц, а вся суть в нескольких абзацах. Единичные транспортные средства, ввозимые физическими лицами для собственных нужд, подлежат оценке соответствия, то есть сертификации. Получение сертификата возможно лишь одним официальным представителем изготовителя на территории Таможенного союза. На любом ввозимом или производимом в ТС автомобиле не должно быть красных огней спереди, белых — сзади (кроме «заднего хода»). С первого января 2015 года обязательна система контроля давления в шинах, а с 2016-го — система ABS и система контроля устойчивости. Россия сохраняет право ввозить праворульные авто, Казахстан и Беларусь — нет. По всем остальным категориям автомобилей — автобусы и грузовые авто — на ввоз машин с правым рулем запрет вводится и в России.

Введение технического регламента — один из элементов реализации Договора о Евразийском экономическом союзе. Цель благая — единый рынок товаров и услуг, единая экономическая политика России, Беларуси и Казахстана. Однако, как показывает практика, даже на пути к общей цели надо бороться за каждую запятую документа, чтобы не проиграть самому.

Сейчас транспортные средства сертифицируют национальные органы в каждой из трех стран Таможенного союза. По новому регламенту ее может проводить только одно юридическое лицо, так называемый заявитель. Еще на стадии обсуждения проекта документа звучали предложения распределить обязанности в равных долях. Да и аргументы были весомые — исключить монополию, упростить отношения с владельцами автомобилей, высказавших претензии к качеству. К предложению не прислушались. Заявитель будет одним и, учитывая объем авторынков трех стран, преимущество отдадут россиянам. 


— У нашей соседки есть пятилетний опыт применения российского технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», — констатирует заместитель председателя правления автомобильной ассоциации «БАА» Александр Сидоревич. — Страна установила серьезный технический барьер на свой рынок в форме одобрения типа транспортного средства, получение которого трудоемко и затратно. Отдельные страны СНГ имеют собственные национальные системы сертификации с более мягкими требованиями. Они основаны на признании «чужих» результатов сертификации.

В странах Евросоюза этой обязательной процедуре подлежат все транспортные средства. Изготовитель автомобилей или его представитель несут ответственность за безопасность продукции и получают полное европейское одобрение типа автомобиля, действительное на территории Евросоюза для всех потребителей. Там действует единый закон — Директива ЕС об ответственности за продукт. Поэтому единственный заявитель на сертификацию в Евросоюзе — вполне оправданное решение. Оно легло и в основу Технического регламента ТС. Поэтому заявитель только один.

Обойдемся без сертификата. Пока…

Но сертификация — дело, прямо скажем, хлопотное. Нашим основным торговым партнерам придется искать официальных представителей в Беларуси и Казахстане, которые станут ответственными за соответствие транспортного средства требованиям безопасности. Но можно будет получить документ и на самом заводе-изготовителе или у его официального дилера. Головной боли для владельцев иномарок это, конечно же, добавит.

В этом контексте есть и приятная новость. Госкомитет по стандартизации обнародовал документ, который предусматривает, что до 1 июля 2016 года «допускается выпуск в обращение на территории Республики Беларусь транспортных средств, ввозимых физическими лицами, без документов о подтверждении соответствия требованиям технического регламента ТС». То есть ввезенные из Европы в Беларусь иномарки сертифицировать пока не нужно. Правда, если человек захочет ее продать в Россию или Казахстан, сертификацию придется проходить. Ведь такая поблажка сделана только для нашей страны.


Говорить о том, как изменятся ценники на рынке подержанных машин, пока сложно. Но можно предположить, что дешевле они точно не станут. Продавцы всегда реагируют на новые документы одинаково — стремятся продать товар дороже.

Следуя букве закона, раз в год гражданин Беларуси, уплатив таможенную пошлину, имеет право ввезти необлагаемый налогом автомобиль. В 2013 году границу республики их пересекло 102,5 тысячи штук. Белорусы потратили на иномарки 1,1 миллиарда долларов. Почти на четверть больше, чем годом ранее. Но рекорд поставлен в 2011 году. Ажиотаж наблюдался перед выравниванием белорусских ввозных пошлин с российскими. Тогда было ввезено 284 тысячи легковых авто на 2,6 миллиарда долларов! 

Большинство автомобилей покупаются в странах дальнего зарубежья. Даже в США, Канаде и Японии. Правда, в последнее время растет доля зарубежных брендов, собранных в России. У нашей соседки уже почти полная линейка мировых лидеров автопрома.

Красноречивые цифры

Первое место в списке самых популярных моделей на белорусском рынке подержанных автомобилей занимает «Фольксваген Пассат». Второе — у «пятерки» из Баварии – «БМВ-535». На третьем — французское авто «Пежо-406». Затем идут бюджетные модели среднего класса — «Опель Вектра», «Рено Лагуна», «Форд Мондео». 7-е и 8-е места в «топ-10» занимают «Ауди А-6» и «Ситроен Ксантия», 9-е место принадлежит «Мазде-626». И завершает рейтинг популярности моделей легенда немецкого автопрома, «старенький», но очень надежный «Мерседес-Бенц» в кузове W 124. Как его часто называют — «мерин».

В стране представлен весь мировой автопром. Не напрасно наша страна по автомобилизации населения занимает первое место среди стран Содружества. Есть в республике и эксклюзивные модели, цена которых доходит до миллиона долларов — «Ролс-Ройс Фантом», «Бентли Мулсан». За 3,4 секунды разгоняется до «сотни» «Феррари-458». Но по-прежнему белорусы предпочитают подержанные авто. Благо находимся в центре Европы с ее привлекательными для наших кошельков авторынками.

Красноречивые цифры… Если в России в 2013 году на тысячу населения продано примерно 15 новых легковых автомобилей, в Казахстане — около 10, в Беларуси — менее трех. Поэтому в нововведениях, несомненно, есть и позитивные моменты. Вводимый техрегламент позволит сократить импорт подержанных машин и действительно контролировать их безопасность. В выигрыше окажутся отечественные автопроизводители, дилеры, бюджет страны и общество в целом.

В явном проигрыше те, кто за многие годы вакханалии на автомобильном рынке построил себе теневой бизнес, а Беларуси приклеил ярлык «автобэу». Я имею в виду перекупщиков, «специалистов по продажам» в шортах, шлепках на босу ногу и пачкой «зеленых» в кармане.

Александр ШЕВКО, «СГ»

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter