Непредсказуемая «зебра»

«Угадай желание» — примерно так можно назвать ту немую сцену, которая то и дело разыгрывается на нерегулируемых городских пешеходных переходах.
«Угадай желание» — примерно так можно назвать ту немую сцену, которая то и дело разыгрывается на нерегулируемых городских пешеходных переходах. Один подъезжает к «зебре», притормаживает, впрочем, скорость до конца не сбрасывая. А другой примерно с такими же чувствами робко ставит ногу на эту самую «зебру». А дальше? Дальше, как в дрессуре собак: кто взгляд не отведет (в данном случае понапористее ринется), тот и победил.

Да, существуют правила дорожного движения. Водитель должен пропустить пешехода, идущего по «зебре», а пешеход, в свою очередь, может переходить дорогу лишь когда убедится, что все безопасно и он не создает помех автомобилям. Вроде бы все точно. Но договориться о том, кто кого пропускает, водитель и пешеход должны на каком–то эмпирическом уровне. Просто угадать желание друг друга. Если угадают, все останутся живы...

Вообще–то здесь у меня раздвоение личности. Когда иду пешком — кляну водителей. Ведь культуры вождения, уважительных отношений на дороге у нас нет. Поездив чуть больше года за рулем по Минску, пришла к выводу, что, если перевести наши дорожные отношения в языковую плоскость, получилась бы только грубая брань. Помню, любила гулять с ребенком у Свислочи. Нам надо было переходить проспект Машерова (ныне — Победителей) по нерегулируемому пешеходному переходу. Стоять приходилось едва ли не по 10 — 15 минут. С детской коляской–то не побежишь наперерез автомобилям. А пропускать — никто не пропустит.

Другая же моя сущность — водительская — этого самого пешехода на «зебре» совсем не оправдывает. Одни пешеходы знают наверняка, другие примерно догадываются, что преимущество на их стороне, — водитель автомобиля должен их пропустить. Так и поступают — даже не глянув по сторонам, шагают на дорогу. Я, мол, прав — трепещите. Не раз приходилось наблюдать картину: человек, отважно ринувшийся на дорогу, и разлетевшиеся юзом машины. О погодных условиях в правилах ничего не сказано. Равно как и о скорости, с которой водитель должен подъезжать к пустой «зебре». А ведь нерегулируемые пешеходные переходы есть и на дорогах, на которых ограничение скорости выше, чем среднегородские 60 километров в час. И остановить машину на полном ходу куда сложнее, чем просто не сделать шаг...

«Я по подземным переходам не пойду: визг тормозов мне — как романс о трех рублях», — пел Высоцкий. За 7 месяцев по Минску на нерегулируемых пешеходных переходах произошло 110 ДТП. 5 человек погибли, 113 ранены. Такая вот непредсказуемая «зебра».

Знаете, какая самая любимая задачка у инструкторов экстремального вождения? Как показать водителю обгоняющего автомобиля (обгон совершается слева), что впереди вашего автомобиля дорогу переходят пешеходы. Он их не видит, и к тому моменту, когда завершит маневр, люди уже окажутся под колесами его машины. Ответ: надо взять максимально правее, чтобы водитель, совершающий обгон, как можно быстрее их заметил — жертв, во всяком случае, удастся избежать. Народ, между прочим, до ответа додумывается не сразу. Жаль, что на дороге времени на раздумья у нас нет.

Litskevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter