Неправильный мед

Пчеловоды: Хороший мед не может быть дешевле Br 100 тысяч

Пчеловоды-любители сегодня бьют тревогу: недоброкачественный товар из соседних государств прорывается на внутренний рынок. При этом наш натуральный мед ценовую конкуренцию с завозными суррогатами не выдерживает…

Ни для кого не секрет, что, покупая мед по цене Br 45—50 тысяч за килограмм, риск приобрести подделку очень велик. В ГУ «Белорусский государственный ветеринарный центр» лишь разводят руками: в страну потоком поступает некачественный товар, в основном его завозят из России. Речь идет, как правило, о подсолнечниковом меде, который специалисты-пчеловоды называют «техническим». Помимо не очень приятного вкуса, он не обладает практически никакими полезными свойствами. Но дельцы уже давно научились делать свой продукт внешне привлекательным. Для этого в мед добавляется инвертированный сахарный сироп, который может содержать всевозможные крахмалы. В лучшем случае — разводится гречишным или рапсовым медом. По словам специалистов ветцентра, предъявить официальные претензии к такому «медосодержащему продукту» очень сложно. В нем может не быть антибиотиков или остатков ветпрепаратов, но сам по себе он является некачественным. Кроме того, недобросовестные заезжие бизнесмены давно научились обманывать даже лучшие наши лаборатории. Нередки и ситуации, когда такие «гастролеры» приобретают оптовые партии у белорусских производителей, а затем по их документам на ярмарках реализуют уже банки с совсем другим содержанием.

Наши пчеловоды подсчитали: натуральный продукт, собранный со своей пасеки, обходится в среднем в Br 100—120 тысяч за литр. А покупатель, не знающий всех тонкостей, зачастую «голосует рублем» за дешевый импортный товар. Заведующий лабораторией пчеловодства РУП «Институт плодоводства» Дмитрий Рахматулин считает, что наиболее эффективным способом защиты родных производителей может быть обязательный пыльцевой анализ каждой партии. Подобная экспертиза позволяет не только выявить поддельный продукт (ведь в суррогатном меде пыльца отсутствует), но и определить регион происхождения меда. Еще одним из механизмов поддержки своих пчеловодов, по мнению Дмитрия Рахматулина, является наличие «собственной банки». Такая практика, к примеру, успешно действует в Германии: местные производители там не имеют права реализовывать мед в розницу без специальной емкости. Выпускается она по патенту, и каждому пчеловоду на партию сладкого товара выдается необходимое количество банок.

Сегодня ввоз меда в нашу страну допускается при обязательном наличии на всех единицах транспортной тары маркировки, соответствующей требованиям ГОСТа, а также отбора проб для контроля на присутствие в нем остатков ветеринарных препаратов. В случае если продукт не отвечает установленным требованиям, а также при невозможности документально установить место его происхождения вся партия ввезенного меда должна подлежать утилизации. За последние полгода в страну не попали партии сладкого продукта из России, Украины, Молдовы. Немного в стране и фирм, которые могут заниматься приемкой, фасовкой и поставкой меда в торговые сети. Но те компании, что дорожат своей репутацией, поставляют на прилавки качественный продукт. В ветцентре рекомендуют прежде всего обращать внимание на тару: на ней должны быть обязательно указаны производитель, фасовщик, импортер. Если такая информация присутствует, за качество меда можно не волноваться. Правда, стоит приготовиться к тому, что и цена на него будет выше, чем на мед на проводимых в последнее время в перманентном режиме ярмарках-продажах.

Вот какой парадокс: пчеловодство, являясь одной из самых прибыльных отраслей в сельском хозяйстве, по разным причинам остается для многих наших пчеловодов-любителей лишь хобби. Да, они могут реализовать свой товар за ту цену, которая, по их мнению, экономически обоснована. Но, как правило, их покупатели — дальние родственники, друзья и все те, кто время от времени слушает сарафанное радио. Одна из причин, которая мешает честно зарабатывать, — ценовая конкуренция. И она, как правило, не в пользу белорусского продукта.

Те пчеловоды, кто лично занимается производством натурального меда и самостоятельно организует его продажи, говорят, что лишь 5 % потребителей в состоянии безошибочно определить некачественный продукт «лучше всякой лаборатории». Большинство покупателей, увы, ведутся на недобросовестную рекламу и красивые слова, за которыми — чья-то жажда наживы и совершенно безразличное отношение к тем людям, которые покупают мед.

----------------------------------------

Только факты

— Экономически оправдана такая цена натурального меда, когда 1 литр его (примерно 1,4 кг) стоит, как 2,5 кг мяса.

— В природе не бывает меда из чабреца, сабельника, эхинацеи или можжевельника. Под такими названиями чаще всего реализуется подсолнечниковый продукт.

— Если продавец размещает в описании меда список показаний, при которых такой продукт назначается, перед вами — подделка.

— Одна из фирм только в этом году проведет в нашей стране 54 выставки-ярмарки меда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter