В поисках утраченного: Национальный состав и вероисповедания Северо-Западного края конца XIX - начала XX века

Неповторимый облик

Белоруска (нач. ХХ в.).
Хотя сегодняшний выпуск рубрики «В поисках утраченного», как всегда, посвящен одной из страниц нашего прошлого, тем не менее он принципиально отличается от предыдущих. Ведь в данном случае мы, к счастью, сумели не только ничего не утратить, но даже приобрели, то есть «узбагацiлi набыткi». Речь идет о национальном и конфессиональном составе населения Беларуси и, конечно же, о жизни бок о бок на одной общей белорусской земле людей разных национальностей и вероисповеданий.

Всякая страна обязана своим неповторимым обликом народу, ее населяющему. Каков он был сто лет назад, вам помогут представить старые почтовые открытки и фотографии. Ну а что же сегодня? Здесь еще проще: достаточно оглянуться вокруг. А статистика такая: в соответствии с последней переписью 2009 года, среди этносов страны, кроме титульной нации — белорусов (более 83% населения), есть этнические русские (8,7%), поляки (3,1%), украинцы (1,7%), евреи, армяне, татары, азербайджанцы (по 0,1%), литовцы, латыши, молдаване, туркмены, немцы, грузины, китайцы, узбеки, казахи, арабы... Представители более 130 наций и народностей. Все они граждане Беларуси. И каждой национальной группе предоставлена возможность сохранять свою этническую идентичность, культуру и язык.

Что касается религий, Беларусь сегодня также по–настоящему многоконфессиональное государство, где официально действуют 26 религиозных конфессий и направлений, которые включают 3.488 религиозных организаций и общин, в том числе Белорусской православной церкви, Римско–католической, протестантской, старообрядческой, объединений мусульман и иудеев. Страна располагает уникальным в современном мире опытом сотрудничества как государства и религий, так и внутри религиозного сообщества, когда все группы верующих равны в правах и перед законом. Независимо от национальной принадлежности гражданам гарантировано конституционное право на свободу совести и вероисповеданий. При этом никто не обязан ни перед кем отчитываться, в какого Бога он верит или не верит ни в какого. Личное дело каждого.

Мусульманин из Полоцка (нач. ХХ в.).
И все, конечно, не на пустом месте появилось. Уже исторически в Беларуси люди разговаривали на нескольких языках и при этом прекрасно понимали друг друга — причем в самом широком значении этих слов. Здесь в семьях могли спокойно и с удовольствием праздновать два Рождества и две Пасхи — православные и католические, а в дополнение дружно и с благодарностью угоститься соседской мацой во время Песаха.

Так картина выглядела на уровне образов. Что касается цифири, заглянем в «Виленский временник», изданный в 1907 году Виленским генерал–губернаторским управлением. В его вводном разделе приводится общая статистика, и она гласит:

«Северо–Западный край, обнимающий шесть губерний: Виленскую, Ковенскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую и Витебскую — занимает пространство в 266.978 кв. верст или 27.810.208 1/3 дес. и представляет равнину, местами и по настоящее время богатую лесом. Равнина эта... представляет в этническом отношении значительное разнообразие. Разнообразие заключается не только в том, что в пределах края живут разныя народности, но и в том, что отдельныя части его разноствуют друг от друга в отношении состава населения».

Полешук изпод Пинска (нач. ХХ в.).
 По данным переписи 1897 года, «общее число душ обоего пола, заселяющих Северо–Западный край, составляет 10.062.811». Из этого числа 54% приходится на белорусов, 5,6% на великорусов и 3,8% на малорусов. Евреи — 14,1%. «Литовско–жмудское племя» — 13%. Поляки — 5,6% и латыши — 3,1%. Немцы — 0,5%, «литовские татары» — 0,1%.

Вот такие данные. Думается, небезынтересно сравнить их с вышеприведенными современными.

Что касается языков, евреи и татары «не все пользуются родной речью и у них... речь не всегда определяет народность». Что же тогда определяет? Во многом — религия. И разделение по главным вероисповеданиям выглядело в то время следующим образом:

«...Первое место принадлежит православию... 51,3%, второе — католичеству, к которому себя причисляет... 31,1%. Кроме того, в крае имеется немалое число: старообрядцев — 1,8% и протестантов — 1,4%».

Между тем отмечается, «жизнь края исторически сложилась таким порядком, что горожане в значительной степени иного этнического состава, чем сельчане». Однако сельчан, безусловно, тогда было значительно больше. Поэтому, «если остановиться на этническом составе сельскаго населения каждой губернии, то их можно характеризовать в следующих чертах».

Белорусские евреи (нач. ХХ в.).

Облик Гродненской губернии

«...Свыше 50% белоруссов и свыше 26% малоруссов, обитающих на юге губернии; евреев 9,8%, поляков 9,6%».

Польские девушки Гродненской губернии (нач. ХХ в.).

Облик Витебской губернии

«...Малорусский элемент почти совершенно отсутствует; великоруссы составляют 12%, ...белоруссов (60%). ...Немало латышей, которых в общем количестве свыше 260.000, составляющих 20,5%. Евреев в этой губернии лишь 5%, а поляков 3%».

Жители города Дисны Витебской губернии (нач ХХ в.).

Облик Минской губернии

«...Вся эта масса почти всецело принадлежит к белорусской народности, тогда как великоруссов только 2%, а малоруссов менее 0,5%. Поляков в Минской губернии приблизительно столько же, сколько и в Витебской (2,5%). Евреи по количеству своему (11%) значительно выделяют Минскую губернию из всех остальных губерний Северо–Западного края».

Девушки из Минской губернии (нач. ХХ в.).

Облик Могилевской губернии

«...Здесь, как и в других губерниях, главная масса (87%) состоит из белоруссов при незначительном количестве великоруссов (2,5%) и ничтожном числе малоруссов (0,2%). Из остальных народностей более всего выделяются евреи (8%); поляки не составляют и одного процента (0,9%)».

Крестьяне Брест-Литовского уезда (нач. ХХ в.).

Любопытно, как в данном контексте выглядела Виленская губерния, также административно входившая в Северо–Западный край. Итак, по версии «Виленского временника», «великоруссов здесь не более 3%, а малоруссы почти совершенно отсутствуют. Затем в губернии значительное количество (20%) литовцев, 8,5% евреев, 5,5% поляков. Центр губернии, а равно восток и юго–запад можно считать белорусскими, запад же, северо–запад и юго–восток — литовскими».

«Ума больше там, где больше народу» — гласит мудрая черкесская поговорка. Не менее мудрая туркменская — дополняет: «Опирающиеся не упадут». Надо только протянуть руку друг другу, потому что в единении — сила: «Объединишься — победишь, разъединишься — побежишь».

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter