ПЯТЬ-ШЕСТЬ, а то и семь уроков в день, а еще факультатив, творческий кружок, да не один, спортивная секция… Ко всему этому добавляем домашнее задание, на добросовестное выполнение которого нужно потратить порой не меньше трех часов. С таким плотным графиком у современного школяра может не остаться времени на увлекательный досуг. А у детей из сельских школ к тому же дополнительный час может забирать поездка туда и обратно.
Порой на занятиях в классе бывает только два человека.
СЕЙЧАС в Сидоровичской базовой школе 34 ученика. Директор школы Елена Давитко говорит, что раньше в Сидоровичи съезжалась ребятня со всей округи, а это почти 200 школяров: «Все изменилось после отселения нескольких деревень, в которых оказалась тяжелая экологическая обстановка из-за аварии на Чернобыльской АЭС. Повлияла и ликвидация местного хозяйства. Работы в деревне не стало, и люди начали массово уезжать в поисках лучшей жизни. Вот и у нас учеников убыло».
Так среднюю школу в Сидоровичах сделали базовой, а оставшихся учеников 10-х и 11-х классов теперь возят в соседние деревни Полесье и Бабичи. Это тоже сыграло немаловажную роль в сокращении детей. Если в прошлом году в девятом классе было восемь учеников, то сейчас всего четыре. Тем не менее среди них немало талантливых ребят.
Например, Руслан Загорцев и Никита Горошко. В этом году исследовательский проект парней о катализаторах (веществах, ускоряющих химические реакции) на основе древесных углей занял первое место на Республиканском конкурсе работ исследовательского характера учащихся по предметам естественного цикла. Учитель химии, а по совместительству научный руководитель девятиклассников Максим Клименков отмечает, что его подопечные проделали колоссальный объем работы: «Порой засиживались с парнями до позднего вечера. Благодаря кропотливому труду нам удалось получить катализатор, который способен очищать почву и воду от пестицидов. На основе этого проекта можно создать вещество, способное заставить разлагаться побочные продукты вредных химикатов. Однако для всего этого нужно дорогостоящее оборудование, да и парни уже будут учиться в другой школе».
Девятиклассники Руслан ЗАГОРЦЕВ и Никита ГОРОШКО работают над очередным исследовательским проектом.
И свободного времени у них станет еще меньше, ведь от Сидоровичей до Полесья 12 километров, а до Бабичей и того больше – почти 15. Графику девятиклассников не позавидуешь и без лишних переездов. Каждый день Руслан и Никита с девяти до трех на уроках, затем факультативы, а следом работа над проектом.
— Естественно, немалая нагрузка. А в следующем году она только подрастет, ведь придется вставать на час-два раньше, чтобы успеть на автобус. Конечно, хотелось бы, чтобы школьную программу сделали немного легче, — признается Руслан.
— Порой после занятий прихожу домой и сразу ложусь спать. А рано утром встаю и делаю домашнюю работу, — добавляет Никита.
Одноклассница парней Марина Привалова не обременена научной работой, однако тоже считает, что на плечи школьников ложится большая нагрузка. Девушке, к примеру, трудно дается химия: «Проблематично запомнить все элементы, формулы… Слишком большой поток информации за один урок. Мне это в жизни точно не пригодится. Я гуманитарий. Думаю, пора уже как-то перераспределить школьную нагрузку. Развивать у детей то, к чему они склонны. А от ненужного отказаться».
Илона ШАТИЛОВА с малых лет увлекается географией.
Обращаюсь за разъяснениями к директору. Елена Александровна говорит, что после сокращения часов по химии педагогу приходится за одно занятие давать тот объем материала, на изучение которого раньше полагалось два. Естественно, в сложившихся обстоятельствах детям сложно воспринимать различные термины и задачи: «Так получилось, что в этом классе учатся двое ребят, которые занимаются исследовательскими проектами, и две девушки, которым в дальнейшем химия действительно не понадобится. Учителю сложно найти золотую середину, но он иногда работает с девочками индивидуально, где-то возвращается к пройденному материалу. Однако это не решение проблемы».
А ЧТО у ребят помладше? Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а по совместительству учитель географии Вера Привалова рассказывает ученикам 7-го класса о материках. Немного послушав, решил, что урок интересный, да и школьникам несложно усвоить этот кусок информации.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Вера ПРИВАЛОВА.
— Дети увлечены предметом, — подтверждает Вера Федоровна. – Иногда задают уточняющие вопросы, но это скорее из любопытства, чем от недопонимания. Но вообще, никто из учеников и учениц, одна из которых охотно участвует в различных олимпиадах по предмету, не жалуется, что им тяжело усвоить материал.
Семиклассница Илона Шатилова в прошлом году получила диплом III степени на областном этапе олимпиады по географии. Девочке понравилось изучать океаны, моря, континенты и отдельные страны. Так и втянулась. Хотя, признается, в будущем этот предмет ей вряд ли пригодится: «Я хочу стать бухгалтером. В олимпиадах участвую для собственного развития. Как будет дальше? Посмотрим. Сейчас мне нужно сделать акцент на математику. Если алгебра дается легко, то с геометрией возникают трудности. К слову, как и у большинства моих одноклассников. В учебниках иногда попадаются уж чересчур сложные задачи».
Учительница начальных классов Любовь ЕРМАКОВИЧ.
Вступаю в разговор с учительницей начальных классов Любовью Ермакович: «Честно скажу, с маленькими классами всегда сложнее, чем с теми, где по 15—20 человек. Порой задашь вопрос и сам на него ответишь. Бывает и такое, что одну тему проходим несколько уроков, потому что с первого раза детям сложно понять. Конечно, все еще зависит от способностей ребенка, но и программы, нужно признать, перегружены лишней информацией».
С Любовью Николаевной, отдавшей профессии 31 год, не поспоришь. Иногда сложно понять, для кого школьные программы разработаны: для десятиклассника или студента вуза. За один урок детям пытаются дать объем материала, который раньше осиливали за два, а то и за три. Естественно, в таких условиях сложно как учителям, так и ученикам. Первым выбрать из всего потока самое важное и вложить это в 45 минут времени, вторым разобраться и усвоить полученный материал. Не пришло ли время выкинуть «лишние» темы из программы или, наоборот, увеличить часы, чтобы с этими темами можно было разобраться? Варианты имеются, остается только применить их на практике и сделать это так, чтобы и школьники, и педагоги чувствовали себя комфортно.
КОММЕНТАРИЙ
Начальник отдела дошкольного, общего среднего, специального и профессионального образования управления образования Гомельского облисполкома Наталья САПРЫКО:
— Сейчас происходит последовательное упрощение школьной программы для учеников с первого по девятый класс. Получив базовое образование, ребенок делает выбор: либо идти в колледж или училище, либо переходить в 10-й класс, где предметы уже будут изучать на более высоком уровне. Подобное сделано для того, чтобы как можно лучше подготовить школьников к будущему поступлению в университет. Учебные часы механически тоже никто не сокращает: если на определенный предмет стали давать меньше часов, то и, следовательно, количество обязательного материала к изучению тоже уменьшилось. Остальную информацию учитель может дать при возможности и способностях ученика. Всегда объясняем педагогам такие нюансы.
СПРАВКА «СГ»
Сегодня в сельской местности Гомельской области работают 334 школы, где учатся 31 005 детей и подростков.
banny@sb.by
Фото автора.
Как в Чечерском районе школьники справляются с тяжелыми нагрузками
Непосильный урок
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.