Не приведет ли отмена общей конфискации имущества к послаблениям для преступников

Непосильным трудом можно, нечестным — лучше не пробовать

В обществе активно обсуждают вступивший недавно в силу Закон о внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы. Чаше всего дискуссии касаются исключения такого наказания, как конфискация имущества. Она была предусмотрена по многим статьям УК, относящимся преимущественно к экономическим или коррупционным преступлениям. Неужели государство дает послабление хапугам и мздоимцам, спрашивают люди, не знакомые в деталях с нововведениями? Вовсе нет. Просто мы идем по пути, избранному многими странами.

pixabay.com

Напомним, многие годы у нас существовала общая конфискация за определенные преступления. Изымалось и незаконно нажитое, и честно. Это порой затрагивало интересы членов семьи осужденного, не причастных к преступлению. Словом, нарушался принцип личной ответственности. 

Многие страны постепенно отказывались от таких подходов. У них устанавливалась презумпция законности происхождения собственности. Да, государство может конфисковать имущество, если докажет, что оно добыто преступным путем. Теперь так будут поступать и в нашей стране. Вместо общей конфискации будет действовать существовавшая и ранее специальная (на имущество, добытое преступным путем или приобретенное на нелегальные средства), а также штрафы до 5000 базовых величин.

Хорошо, скажет неравнодушный обыватель, но возможности правоохранительных органов небезграничны. Порой весьма сложно доказать незаконность того, чем человек владеет. Как говорится, не пойман — не вор. Поэтому, мол, прежняя система была лучше. Попался, скажем, коррупционер, забирали все, что позволял закон. А сейчас конфискуют, допустим, только сумму взятки. А с найденными в гараже десятками тысяч рублей, тремя квартирами или огромным загородным домом ничего нельзя будет сделать. Хотя понятно, что на одну зарплату столько не наживешь. 

Спешим разуверить скептиков. У государства остается немало рычагов воздействия на подобных преступников. По-прежнему есть возможность изъять в доход казны купюры и добро сомнительного происхождения. Возьмем, например, недавнее громкое дело медиков-коррупционеров, получавших откаты за поставляемое дорогое оборудование для клиник. К ним применяли еще прежние подходы, то есть общую конфискацию. А если бы события происходили сейчас и судить пришлось по новому закону? Уверяем, изъять незаконно полученное тоже смогли бы.

По-прежнему остается возможность предъявлять за подобные преступления иски о причинении ущерба. Поскольку для бюджета при закупках оборудования по завышенной цене он был огромен, то для компенсации можно было бы изъять и деньги, найденные в гараже, и загородный дом. 

Есть еще один механизм. Он используется и в Беларуси, и во многих странах. Определенная категория граждан (госслужащие, руководители госпредприятий и организаций), несмотря на презумпцию невиновности, должна доказывать легальность своих активов. Например, в Законе «О борьбе с коррупцией» предусмотрено изъятие судом в доход государства имущества не только у этих людей, но и совместно проживающих близких родственников, если стоимость его не менее чем на 25 процентов превышает задекларированные ими доходы из законных источников.

Вывод. Послабления тем, кто раньше попадал под общую конфискацию, а теперь лишь специальную, не будет. Да, у правоохранительных органов работы прибавится. Придется ломать голову над тем, что раньше само шло в руки. Зато никто не сможет упрекнуть государство, что несправедливо забрали, как говорил известный киногерой, «все нажитое непосильным трудом». А жене коррупционера не придется расставаться за грехи мужа с честно построенной много лет назад скромной дачей.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter