Непонятные символы

В Мозыре раскрыта группировка, поджигавшая церкви и костелы: в нее входили молодые люди, поклоняющиеся кельтскому кресту и ненавидящие христианство. Четверо уже сознались, обвинение будет предъявлено еще как минимум десятку человек     

Корреспондент  «Р»  и  правоохранительные  органы  тянут  за  ниточку  в  деле  о  поджогах  и  осквернении  культовых  сооружений  в  Мозыре…

В Мозыре это злополучное место вам покажет каждый: «Улица Рыжкова, там возле Кургана Славы сами увидите…» Сворачиваю с дороги и направляюсь к площадке, со всех сторон огороженной бетонным забором. Перед самым въездом – стальной, в рост человека крест. За ним – все, что осталось от православного храма в честь святого Георгия Победоносца. Фундамент, обгоревший местами до головешек деревянный пол, бетонная лестница и покосившиеся металлические перила. Все, на этом «опись» закончена. Остальное выгорело дотла рано утром 25 декабря, когда город спал. Таков печальный зачин. 

— Первый раз храм пытались поджечь еще 13 ноября около часа дня. Но тогда дым быстро заметили, и огонь удалось потушить. Поэтому вторую попытку злоумышленники перенесли на куда более раннее время – 6 утра. Вот, посмотрите, сразу видно, что углы церкви предварительно обливали соляркой. Более того, разбили стекла и бросили внутрь бутылки с зажигательной смесью. Храм пыхнул как свечка, — показывает место пожара Василий Ильюк, инженер группы организации функционирования ГСЧС Мозырского горрайотдела по ЧС. – Думали, на этом все. Но вышло по-другому. В начале марта по городу поползли слухи, что поджигатели подыскали себе новую «жертву» — римско-католический костел 18-го века, историко-культурную ценность района. Так это или нет, судить было сложно. Но второго числа на его стенах, действительно, появились пентаграммы и надписи антихристианского толка. Ровно через 24 дня – поджог по той же схеме. Выбили четыре окна, забросили бутылки-факелы… но не рассчитали, что пол внутри кафельный. Результат поджога — сгоревший шкаф с обрядовым одеянием и закопченные стены. Отделались испугом.  

После этого случая дело вышло далеко за рамки района и получило широкую огласку. Думаю, не стоит уточнять, что значило теперь для местных следователей распутать весь клубок до конца и задержать вандалов. Но с чего начать?

— Уже после первой попытки поджога мы возбудили уголовное дело и стали отрабатывать три версии. И третья – поджог на ритуальной почве — вскоре стала основной, — рассказывает «Р» подробности расследования нашумевшего дела Николай Мельников, следователь Мозырского РОВД. – Круг поиска сужался. Недалеко от храма  собирается неформальная молодежь. Черная одежда, длинные волосы, замкнутый круг общения – одним словом, готы и неформалы. Начали с них. И не ошиблись. 

Фотоучет и отпечатки пальцев – через эту процедуру прошли более 150 молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет. Каждому из них следователи задавали вопросы, и вскоре кое-что стало проясняться. На руку следствию сыграл еще один неожиданный факт: 26 марта стало известно, что задержан один из поджигателей. И как! Римско-католический костел расположен недалеко от гребной базы. Вечером с тренировки возвращались двое байдарочников и увидели, что кто-то царапает на стене непонятные символы. Окликнули. Начал убегать. Догнали, задержали и передали наряду милиции. Ученик 11-го класса средней школы, 16 лет. Сразу начал давать показания и признался, что участвовал во всех поджогах. Участвовал, конечно, не один... 

— Уже через несколько часов мы знали имена, фамилии и адреса. Остальное было делом техники. Днем 27 марта задержаны двое жителей Калинковичей: 21-летний рабочий местных гортеплосетей и нигде не работающая 19-летняя девушка. В этот же день доставлен в РОВД и 19-летний студент первого курса Мозырского государственного педагогического университета. Четвертый подозреваемый взят под стражу 1 апреля. Отпираться никто не стал: все признались, что поклоняются кельтскому кресту, испытывают глубокую ненависть к христианству, и поджоги – непосредственное тому подтверждение. Но удивило, признаться, другое: молодые люди — из вполне благополучных, нормальных семей, — не скрывает Николай Мельников. – Всем четверым уже предъявлено обвинение по статье 218 (часть 2) «Умышленное повреждение имущества общеопасным способом». Однако формулировка вскоре может измениться на «Причинение ущерба в особо крупном размере» (часть 3), а это значит от 7 до 12 лет лишения свободы. Пока продолжается следствие, обвиняемые переведены и содержатся в Гомельском СИЗО… 

Тем не менее точку в этом громком деле следователи ставить не намерены. По оперативной информации, к поджогам и осквернению храмов причастна еще целая группа молодых людей, как минимум, 8—10 человек. Это жители Мозыря и Калинковичей, которые сейчас находятся в оперативной разработке и которым уже в ближайшее время могут предъявить обвинение. У следствия есть и еще один вопрос. Имеют ли отношение все эти люди к убийству на религиозной почве девушки, которое произошло в Мозыре в 2004 году? Будем надеяться, ответы не заставят себя долго ждать.

Мозырь—Минск 

На снимке: на месте православного храма в Мозыре остались только крест и фундамент.      

-----------------------------

Это факт!

Храм в честь святого Георгия Победоносца, построенный в 1998 году и  сгоревший в Мозыре минувшей зимой, планируется восстановить на средства прихожан этим летом. По решению Мозырско-Туровской епархии его отстроят в камне. 

-----------------------------

Мнение 

Следственное управление предварительного расследования УВД Гомельского облисполкома: 

— Все эти случаи неординарны не только для Мозырского района и области, но и для всей республики. Ничего подобного в последнее время не происходило, если не считать двух попыток поджога православного храма в Рогачеве – в конце прошлого и в начале нынешнего года. Оба раза злоумышленники не смогли осуществить задуманное, и их активно ищут. Сейчас районные и областные следователи работают не покладая рук – в криминальной цепочке «мозырского дела» не останется ни одного неизвестного звена. Каких бы усилий это ни стоило. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter