Ивану Голубу, крестьянскому сыну, воздушные замки ни к чему

Неподкупный Голуб

В прошлом многих людей остались обломки воздушных замков. И они потяжелее каменных. Потому что горько осознавать: не свершилось, не сбылось. И как далеко ты от того, каким хотелось быть...


Ивану Голубу, крестьянскому сыну, воздушные замки ни к чему. Еще в раннем детстве он почувствовал и осознал свою кровную связь с родной землей.

Родился он в 1950 году в старом дедовском гнезде (деревня Подъясенка Бобруйского района). И колыбель его была подвешена на тот самый костыль, вбитый в балку, где когда–то бабушка качала самого младшего в семье — Антона. Его отца. А семья Эдуарда Станиславовича Голуба даже по деревенским меркам того времени была немалая: 5 сыновей и 3 дочери.

Отец, Антон Эдуардович, работал трактористом в МТС. Бывало, что сутками не появлялся дома. Но когда ДТ–54, еще не отдышавшись после пахоты, замирал у дома, Иван тут же залезал в жаркую кабину. Во втором классе он лихо управлял грохочущей гусеницами махиной. Правда, тяжеловато было выжать сцепление, чтобы включить скорость. Но рычаги ему были послушны.

Мама, Софья Григорьевна, когда подросли дети (сынки — Толя, Иван и дочурка Галя), пошла работать на ферму. Необычайно щедрой души, ума и доброты была сельчанка Соня. Иван Антонович искренне убежден, что его мама — лучшая из лучших женщин, живших на Земле.

Взрослели дети — взрослела их работа. Но если она не вызывала радости, если усталость убивала азарт, то нельзя вынуждать детей к ее продолжению. Это хорошо понимали взрослые и оберегали ребятню от перегрузок и непосильности. Но всегда охотно объясняли, что, как и почему.

Школа для сельской детворы всегда тяжкая работа. Причем начиналась она еще до того, как дети сядут за парты. Ранний подъем. Дорога в пять и более километров. Пройти эти километры надо и в снег, и в слякоть. Переступишь школьный порог — и чувствуешь: уже наработался. Потому и сходили многие сельские пацаны с учебной дистанции: есть 7 — 8 классов — и слава богу.

Иван понимал: без аттестата зрелости мечта его не сбудется. Окончив Изюмовскую восьмилетку, пошел в Сычковскую среднюю школу. Мечта, а может быть, и сама судьба направила Ивана на агрономический факультет Белорусской сельскохозяйственной академии. Получив 19 баллов из 20 возможных, Иван Голуб поступил в знаменитое учебное заведение. Это была его первая победа, и вкус ее — незабываемый.

Академия и сама по себе как первая любовь. А если к тому же она и дарит ее, то благодарность к альма–матер — на всю жизнь. Перед самым выпуском Иван Голуб женился на своей сокурснице Тамаре Александровне. И вот уже 44 года они вместе.

Дипломированных Голубов распределят в колхоз «Красный факел» Мстиславского района. Ивана Антоновича — главным агрономом, а его супругу — главным экономистом. Под жилье молодой семье колхоз выделит хату, которая в военное лихолетье единственная в деревне уцелела от огня. В каком состоянии была эта героическая хата — говорить излишне. Но что поделаешь: надо обустраиваться. Зима–то не за горами...

К счастью, в хозяйство наведался первый секретарь райкома партии Василий Карпович Казаков. «А как живут в твоем колхозе молодые специалисты?» — поинтересовался он у председателя. Пришлось тому показать жилье. После хорошего нагоняя от секретаря райкома и дом нашелся приличный, и газ подвели за пару дней, и кредит дали, чтобы купить все необходимое для нормальной жизни. «Два руководителя, два масштаба, но какое разное отношение к людям! А, может, в этом отношении и есть главная причина слабости колхоза?» — задумался Иван Антонович.

Через год с «Факелом» пришлось проститься. Тамара Александровна родила дочь Людмилу и решила переехать к родителям в деревню Червино Оршанского района. Ну а муж, разумеется, вслед за женой. В местном хозяйстве в агрономе надобности не было. Вот и направили Ивана Антоновича в колхоз имени Чапаева. Хозяйство крупное, высокопродуктивное. Но из–за того, что часто менялись агрономы, в растениеводстве поднакопилось немало проблем. Промелькнут три года, и колхоз имени Чапаева войдет в тройку лучших хозяйств района по урожайности зерновых культур, картофеля и льна.

...Весна 1978–го выдалась ранней. Снег с полей сошел. Лишь в ложбинах поблескивали озерца талой воды. На небе сияло солнце, обещая скорое тепло и благодать. А на душе неспокойно. Что же мучило 27–летнего Ивана Голуба, которого секретарь Оршанского райкома партии С.А.Башкевич вез в колхоз «Красный Октябрь» сватать на председателя? В успехе сватовства Иван Антонович не сомневался. Как решит райком, так народ и проголосует. Согласившись председательствовать в хозяйстве, которое плотно лежало на лопатках, он чувствовал себя, как перед прыжком через пропасть.

В клубе их ждали колхозники. Открыли собрание. Ни реплик, ни вопросов. Усталые, потухшие глаза. Безучастные лица. «Разуверились люди, разуверились...» — с болью в душе думал Иван Антонович. Молча подняли руки «за». Надо что–то сказать людям. Дать какое–то обещание... «Чтобы ваша жизнь стала другой, будем трудиться вместе», — неожиданно для себя произнесет Иван Антонович. И твердо добавит: «Работать будем много, но с толком». Вот и вся программа нового председателя. Потом люди не раз вспомнят коротенькое выступление головы колхоза на том собрании и обязательно скажут: «Председатель ничего нам не обещал, а сделал — все».

Время председателя пошло. Что–то подсказывало ему: надо ехать на животноводческий комплекс. Вскочил в кабину трактора. На селе в распутицу это единственный вид транспорта. Когда глянул на коров — содрогнулся. Они по вымя стояли в ледяной воде, которая все прибывала. За ночь ее будет столько, что животные могут захлебнуться...

Иван Антонович действовал, как командир на поле боя. Распорядился пригнать к комплексу бульдозер и экскаватор. Доставить бочки для откачивания. Разрыли дорогу, проложили путь воде — и она хлынула из комплекса в долину. Потоп не угрожал больше буренкам. А их в комплексе — 400 голов...

Уже через два года в колхозе наступят времена больших перемен. Идеальные условия содержания скота на обновленных фермах незамедлительно скажутся на результатах. Надои увеличатся в два с половиной раза. Привесы крупного рогатого скота дотягивали до килограмма. Таких показателей не было ни в одном хозяйстве района.

Быт семьи председателя колхоза ничем не отличался от уклада жизни крестьян. Огород, сотки, сарай во дворе. А там и корова, и свиньи, и домашняя птица. Все как у всех. Руки председателя, ясное дело, до личного хозяйства не доходили. Все тянула на своих плечах его жена Тамара Александровна. Помогали ей и дети. Людмила и Володя воспитывались так, чтобы поведением своим не бросить тень на отца. Чтобы быть примером для других. И в школе, и дома.

Случалось, Иван Антонович приглашал на ужин кого–то из района или области. На стол для гостей выставлялись разносолы, которые неизменно вызывали у них восхищение. И все это было свое, домашнее. Председатель и мысли не допускал, что в таких случаях можно что–то выписать со склада. «Мои руки не запачканы ничем. К ним не прилипла ни одна копейка, — откровенно признается Иван Антонович. — Я лучше отдам свое, чем хоть каплю возьму чужого. Знаете, как называли меня в районе? Неподкупный Голуб — вот как...»

Директором экспериментальной базы «Устье» Ивана Голуба назначают в конце 1984 года. И уже через три месяца он поступит в аспирантуру Белорусского научно–исследовательского института земледелия на заочное отделение. Кандидатскую диссертацию Иван Антонович защитит, еще учась в аспирантуре. И уже на четвертом году учебы заложит исследовательские опыты на докторскую диссертацию. В 1994–м она была готова. Однако защиту ее в Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве придется отложить на четыре года.

Чтобы поставить экспериментальную базу «Устье» на ноги, Иван Голуб определил такую стратегию: раз и навсегда решить проблему с кормами; реконструировать старые фермы и построить новые, оборудовав их по последнему слову техники. Применив интенсивную технологию в растениеводстве, поднять урожайность зерновых до 60 центнеров с гектара. Создать людям человеческие условия для жизни, работы и отдыха. В «Устье» был совершен настоящий прорыв в земледелии. В 1987 году в производственных условиях получен рекордный для СССР урожай зерна двухрядного ярового ячменя сорта «зазерский» (автор — академик С.И.Гриб) — 101,4 центнера с гектара.

И вот новый виток судьбы: председатель Оршанского райисполкома. Но и здесь Иван Антонович будет на высоте.

В 2000 году в городе Горки при Белорусской сельхозакадемии был создан Институт льна. Директором его в 2001 году назначили Ивана Голуба. Иван Антонович приложил все усилия, чтобы институт перевели в Устье и разместили в здании Белорусского НИИ земледелия.

Организаторский талант Ивана Антоновича, его огромный энтузиазм и энергия позволили за короткое время превратить неприглядное, запущенное помещение в приличный корпус с уютными кабинетами и современными лабораториями. Правда, размещать там пока было некого. Из БелНИИ земледелия в Институт льна перешли доктор сельскохозяйственных наук В.А.Прудников, кандидаты сельскохозяйственных наук Л.В.Ивашко и Н.С.Савельев. Вот этим ученым во главе с доктором сельскохозяйственных наук И.А.Голубом и было предназначено создать Институт льна. Начинать приходилось с чистого листа.

Не пройдет и двух лет, как Институт льна превратится в солидное научное учреждение с мощной технической базой и всевозможным оборудованием для исследовательской работы. Но главное — сформирован полноценный научный коллектив. Сегодня в институте работают 3 доктора наук, 18 кандидатов наук и более 30 научных сотрудников. Такой коллектив способен вести работу на современном исследовательском уровне.

Бесценный дар селекционера — особое биологическое чутье, которое позволяет видеть то, что недоступно нормальному зрению. Обладая этим качеством, Иван Антонович является автором многих новых сортов льна–долгунца. Таких, скажем, высокопродуктивных, очень качественных и конкурентоспособных, как «Блакит», «Форт», «Лида», «Хваля», «Белита», «Ярок», «Ива», «Левит 1», «Велич», «Веста», «Ласка», «Грант». А также сортов льна масличного «Сонечны», «Илим», «Опус», «Салют». Для их получения использованы новейшие достижения в области генетики и селекции.

Учеными–льноводами института разработана технология, которая позволяет получать по 12 — 16 центнеров с гектара волокна и 6 — 8 центнеров семян с рентабельностью 25 — 30%. А это уже европейский уровень.

Кроме авторства новых сортов льна, Иван Антонович написал 210 научных работ. Под его руководством 9 сотрудников защитили кандидатские диссертации.

Лен, мой лен... Не все пока с ним благополучно в агропромышленном комплексе страны. Но Иван Голуб, член–корреспондент Национальной академии наук, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства, свято верит, что лен, символ синеокой Беларуси, станет и гордостью нашего государства, и его богатством. И чтобы это произошло, не жалеет ни сил своих, ни таланта, ни любящего сердца.

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter