Непочитаемый белок

ЗАСТОЙ в животноводстве, который наблюдается в Беларуси уже пять лет, во многом связан с особенностями кормовой базы. Превалирование в рационах кукурузного силоса и концентратов не только не способствует росту надоев, но и порождает болезни животных. За последние 10 лет посевная площадь многолетних трав в республике сократилась в полтора раза. Зато в два раза за этот период увеличилась площадь посевов кукурузы на силос. Ныне по этой позиции в расчете на гектар пашни республика в разы превосходит любое государство мира. В то же время в Ленинградской области, получающей за год в среднем от коровы более 7300 килограммов молока, кукуруза почти не используется. Там 70 процентов в структуре посевов занимают многолетние травы. В итоге получают большое и дешевое молоко.

Почему хозяйства страны уделяют мало внимания травам, способным поправить дела в животноводстве

ЗАСТОЙ в животноводстве, который наблюдается в Беларуси уже пять лет, во многом связан с особенностями кормовой базы. Превалирование в рационах кукурузного силоса и концентратов не только не способствует росту надоев, но и порождает болезни животных. За последние 10 лет посевная площадь многолетних трав в республике сократилась в полтора раза. Зато в два раза за этот период увеличилась площадь посевов кукурузы на силос. Ныне по этой позиции в расчете на гектар пашни республика в разы превосходит любое государство мира. В то же время в Ленинградской области, получающей за год в среднем от коровы более 7300 килограммов молока, кукуруза почти не используется. Там 70 процентов в структуре посевов занимают многолетние травы. В итоге получают большое и дешевое молоко.

Академик Леонид Кукреш считает, что главный недостаток кукурузы — бедность ее массы белком, кормовая единица обеспечена лишь наполовину от нормы. Да и аминокислотный состав белка хуже любых других кормовых культур с учетом физиологических потребностей животных. Для балансирования одной тонны кормовых единиц в кукурузном силосе требуется не менее 150 килограммов подсолнечного или соевого шрота. А скармливание необеспеченного белком корма ведет к низкой продуктивности и высокой затратности скотоводства. Единственный и абсолютно безальтернативный выход из этой ситуации — бобовые многолетние травы.

Преимущество бобовых трав заключается в том, что они являются источником белка (1 к.ед. обеспечена 120—140 г переваримого протеина), накопителем азота (50—60 кг/га азота возвращается в почву с растительными остатками), полноценным заменителем органических удобрений (2 поля клевера в севообороте поддерживают бездефицитный баланс гумуса), хорошим предшественником для зерновых (повышают урожайность ячменя на 5—6 ц/га).

В этом вопросе, образно говоря, не надо открывать Америку. Лучше в буквальном смысле перенять ее опыт. 40 лет назад, как и в нашей стране сейчас, в США доили примерно по 4500 килограммов молока от коровы в год. Такой застой там тоже длился несколько лет. После основательного изучения ситуации тамошние специалисты пришли к выводу, что прогресс в молочном животноводстве тормозит кормление преимущественно кукурузным силосом, который тогда, как и у нас теперь, занимал примерно две трети в объемистых кормах. Было решено пересмотреть структуру кормопроизводства, резко повысить роль бобовых трав, прежде всего люцерны, в рационах скота. В результате надой молока от коровы в среднем по стране уже к 1985 году возрос почти до 6 тысяч килограммов, в 1999-м превысил 8 тысяч. Сейчас там этот показатель более 9 тысяч. Конечно, за эти годы росту продуктивности животных содействовал и ряд других факторов, но влияние бобового компонента на надои бесспорно.

Таким же путем пошли несколько лет назад и в агрокомбинате «Дзержинский» одноименного района. Специалисты хозяйства съездили в США, чтобы на месте изучить структуру кормопроизводства и рационов молочного скота. Следствием той поездки стала оптимизация кормового поля: на 1200 гектаров уменьшена площадь кукурузы на силос, одновременно расширена на столько же площадь люцерны, которая занимает в структуре многолетних трав более 80 процентов. В результате производство молока за последние пять лет возросло почти в два раза. Средний удой от коровы за год превысил 8 тысяч килограммов.

Какова же ситуация в целом по нашей стране с выращиванием бобовых трав? Многолетних трав в 2013 году в сельскохозяйственных организациях республики насчитывалось 700 тыс. га, что составляет только 15 процентов от пашни, при норме не менее 18—20 процентов, а в Брестской и Минской областях этот показатель составил 14 процентов, Гомельской — 11, Витебской, Гродненской и Могилевской областях — по 15, что крайне недостаточно. Низкая доля трав в структуре посевных площадей приводит к нарушению севооборота, увеличению инфекционной нагрузки, накоплению специфических сорняков и вредителей, нарушению плодородия почв, низкой обеспеченности хозяйств грубыми белковыми кормами (сенаж, сено).

Кроме того, структура имеющихся площадей многолетних трав и лугопастбищных угодий в ряде регионов еще далека от оптимальной. В Гомельской области бобовые и бобово-злаковые смеси в структуре многолетних трав составляют только 52 процента, в Брестской — 67 процентов, в Минской — 71 процент, при оптимальном уровне не менее 90 процентов.

В ряде областей недостаточно уделяется внимания такой высокоинтенсивной культуре, как люцерна, которая по республике занимает только около 100 тысяч гектаров. По мнению же специалистов, оптимальное количество этой культуры для страны должно составлять 350 тысяч гектаров. Ссылки некоторых специалистов на нехватку земель, пригодных для люцерны, не соответствуют истине. В Беларуси эту траву можно выращивать более чем на 1 млн. гектаров, в том числе в Брестской области — 43 тыс. га, Витебской — 220 тыс., Гомельской — 40 тыс., Гродненской — 242 тыс., Минской — 304 тыс. и в Могилевской области — 238 тыс. га.

В то же время на большой площади размещены злаковые травы в чистом виде — 166 тыс. гектаров, или 28 процентов, при рекомендуемых не более 10 процентов. Самый большой их удельный вес в Гомельской, Минской и Брестской областях — 48, 29 и 37 процентов соответственно.

Аналогичная ситуация сложилась и в структуре лугопастбищных угодий. Удельный вес бобово-злаковых смесей там составляет в Гомельской области 31 процент, Гродненской — 38 процентов, Минской — 40 процентов, при оптимальном их наличии не менее 45 процентов.

В 2012-м по стране около 30 процентов (492 тыс. га) трав лугопастбищных угодий использовались 5 и более лет без перезалужения. В нынешнем году, благодаря проведенной работе, их уменьшилось на 5 процентов. Но и наличие четверти старых трав все  равно отрицательно сказывается на их продуктивности. В идеале этот показатель надо снижать хотя бы до 10 процентов. В европейских странах есть технология обновления старых травостоев путем подсева в дернину. Но у нас она используется крайне редко. Как правило, мы идем по пути перепашки, что ведет к дополнительным затратам.

В ряде случаев сдерживающим фактором расширения посевов бобовых трав является неустойчивость урожайности люцерны и клевера на песчаных почвах. В этом случае ставку следует делать на другие бобовые травы. Например, стратегическое значение для Гомельщины имеет донник. Это дешевый корм, белок без внесения азота и средств защиты, а также потенциальные 300—400 ц/га зеленой массы. Некоторые хозяйства региона четверть века назад высевали до 300 гектаров, а в целом по области тогда эта культура занимала около 4000 гектаров. В перспективе планировалось довести посевы донника до 20 тысяч гектаров. Однако чрезмерное увлечение кукурузой через некоторое время привело к тому, что донника почти не осталось.

Кроме того, недостаточно в Беларуси посевов таких бобовых трав, как галега восточная, лядвенец, эспарцет, площади которых в сумме по стране не превышают двух процентов от всех многолетних трав. А ведь именно они наиболее подходят южным регионам страны, где в последние годы лето бывает засушливым. Если клевер по стране занимает 170 тысяч гектаров, люцерна — около 100 тысяч, то донника всего 1,6 тысячи гектаров, галеги — 1,1 тысячи, лядвенца — 900, эспарцета — считаные гектары.

Пропагандой редких бобовых трав занялся лично министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц. По его инициативе в этом году проводился эксперимент в СПК «Дружба-Автюки» Калинковичского района. Хозяйство выбрали не случайно: это юг страны, к тому же земли у сельхозпредприятия бедные, балл сельхозугодий низкий. Было посеяно по 9 гектаров донника, лядвенца и эспарцета. По словам председателя кооператива Сергея Довгялло, наилучшие результаты в условиях нынешнего засушливого лета дал донник.

Заместитель генерального директора НПЦ НАН по земледелию Петр Васько является активным сторонником редких бобовых трав, считая, что именно они вместе с клевером и люцерной способны решить проблему качественного кормления животных и повышения их продуктивности. По его мнению, в стране сейчас достаточно оригинальных семян этих культур, однако элитхозы пока не активно занимаются их размножением. Решив этот вопрос, можно рассчитывать на массовое распространение бобовых трав, способных поправить дела в кормопроизводстве и животноводстве.

Как считает начальник отдела растениеводства и кормопроизводства главного управления растениеводства Минсельхозпрода Андрей Заневский, для существенного улучшения обеспечения животноводства растительным белком в сельскохозяйственных организациях республики в ближайшем будущем необходимо площади кукурузы, которая занимала нынче более 1 миллиона гектаров, уменьшить до 880 тысяч (640 тысяч — на силос, остальное — на зерно). Это даст возможность увеличить посевы многолетних трав, прежде всего бобовых, на 120 тысяч гектаров. Выигрыш будет двойным: возрастет количество кормового белка и улучшится качество кукурузного силоса за счет сокращения сроков его заготовки.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter