Непобедимый маршал

Фонды Музея истории Великой Отечественной войны в Минске недавно пополнились новыми экспонатами. Среди них личные вещи одного из самых выдающихся советских военачальников, маршала Константина Константиновича Рокоссовского. Уникальные документы, письма, записные книжки и фотографии из семейного архива помогают глубже раскрыть личность прославленного полководца, участника освобождения Беларуси, командующего парадом Победы 1945 года. Он был одним из тех людей, которых знала вся страна, о нем написаны десятки книг и статей, но многие факты из его жизни долгие годы оставались неизвестными широкой публике.

Всенародное признание
— Он всегда говорил о том, что в нем частичка русского, польского и, конечно, белорусского, — рассказывает заведующая отделом военно-фронтовой истории музея Светлана Езерская. — Из Беларуси родом его мама. Первый и Второй белорусские фронты — ими он командовал во время Великой Отечественной. Наступательная операция “Багратион” по освобождению Беларуси также проходила по плану Рокоссовского, причем он сумел его отстоять вопреки мнению Сталина и своих коллег.
В ту пору командующий фронтом напишет жене и дочери следующие строки: “Дела идут блестяще. Немцев бьем, гоним и ловим, как зайцев. Отводим душу за все причиненные нам в 1941 году огорчения. Нервное напряжение огромное, но переутомления не чувствую...”.
Его пригласят на 20-летие освобождения республики. В 1964 году Беларусь впервые с размахом отметит эту дату. В музее есть отпечатанный текст маршальской речи, с которой Рокоссовский выступал на митинге. Слово “я” он везде исправил на “мы”. Говорят, что скромность была его отличительной чертой. Но любили и уважали Константина Константиновича не только за это.
...Родился К.Рокоссовский в 1896 году в городе Великие Луки в семье поляка-машиниста и русской учительницы. Настоящее имя его отца — Ксаверий Юзефович. По одной версии, Рокоссовский умышленно изменил свое отчество: в царской России к полякам относились с предубеждением. По другой — Константиновичем его записал полковой писарь во время Первой мировой войны.
Более интересен другой факт, о котором никогда не упоминалось в советских учебниках: родители будущего маршала были дворянского происхождения. Антонина Овсянникова происходила из обедневших мелкопоместных русских дворян, а отец принадлежал к очень знатному, известному с XV века роду польских аристократов, среди которых, кстати, было немало военных. Но за участие в польских восстаниях в 1830 и 1863 годах царская власть лишила Рокоссовских всех дворянских привилегий.
Как только началась Первая мировая война, К.Рокоссовский добровольно ушел на фронт и уже через семь дней получил свою первую боевую награду за храбрость — Георгиевский крест. Позднее унтер-офицер Рокоссовский, служивший в драгунском полку, был награжден еще дважды.
В атаку на танке
Апофеозом его полководческого искусства стала Великая Отечественная война. В ее истории нет практически ни одной крупной битвы, в которой не приняли бы участия войска под командованием Рокоссовского.
Именно он блестяще провел операцию “Кольцо”, окружив под Сталинградом более чем трехсоттысячную фашистскую группировку генерал-фельдмаршала Паулюса — непревзойденного до той поры военного стратега Германии. Тот на первом же допросе попросил разрешения сдать свое именное оружие командующему фронтом К.Рокоссовскому, оценив превосходство стратегического мышления и военного таланта своего визави. Есть в этой истории и еще один любопытный эпизод. Решающей фазой операции Рокоссовский руководил, находясь непосредственно на поле боя. Через какое-то время он получит телеграмму Сталина следующего содержания: “В ходе атаки вы командовали танком. Если считаете, что это вам больше подходит, можно удовлетворить ваши стремления”. Сейчас можно лишь догадываться, чего было больше в этом послании главкома: опасения за жизнь талантливого военачальника или страха за собственное будущее?
О незаурядном мужестве полководца свидетельствует и другой факт. При обсуждении в Кремле операции по освобождению Беларуси под кодовым названием “Багратион”, Рокоссовский осмелился не согласиться с планом Ставки, который ранее одобрили три маршала, и предложил свой, на его взгляд, более удачный. В тот момент в кабинете повисла зловещая тишина.
Сталин предложил Рокоссовскому выйти в другую комнату и хорошенько подумать, но строптивый генерал остался при своем мнении. Его план был утвержден, а уже через неделю после начала операции “Багратион” генералу армии К. Рокоссовскому была вручена бриллиантовая звезда Маршала Советского Союза, еще через месяц — первая Звезда Героя Советского Союза.
Испытание на прочность
И все же жизнь очень часто бывает несправедлива и непредсказуема. Никогда не знаешь, где подставит ножку и сделает больно, а где улыбнется, расщедрится и подарит удачу. Говорят, что после победы под Сталинградом одним из первых поздравление Рокоссовскому прислал... начальник тюрьмы, той самой, где в конце тридцатых годов волею судьбы оказался будущий победитель.
Да, была и такая трагическая страница в его судьбе. В 30-е годы многие из командного состава Красной Армии попали в жернова репрессий. Выстоять и вновь подняться во весь рост сумели единицы.
Арестовали Рокоссовского в августе 1937 года по обвинению в связях с польской разведкой. “Состряпать дело не составляло труда, ведь я по национальности поляк, да и корпусом кавалерийским командовал в Беларуси, недалеко от польской границы, — вспоминал потом маршал. — На первом же допросе следователь предложил мне подписать заранее подготовленное признание в шпионаже. Я отказался. Потом было много таких допросов. Били... Вдвоем, втроем, одному-то со мною не справиться. Трижды водили на расстрел”.
В Крестах он просидел почти три года. Сдюжил, не сломался. В итоге его осудили на 10 лет, провести которые предстояло в лагере под Норильском. Но благодаря заступничеству нового наркома обороны Тимошенко в марте 1940 года Рокоссовского освободили из-под стражи в связи с прекращением дела. Ему присвоили звание генерал-майора и снова направили в Беларусь командовать механизированным корпусом, с которым он и вступил в войну.
Впоследствии Сталин лично принесет извинения маршалу. Небывалый случай для тех времен, никогда вождь народов ни перед кем не извинялся.
Сам Константин Константинович о пережитом (ему выбили передние зубы, сломали три ребра) не любил говорить даже с близкими людьми. Лишь однажды, уже спустя много лет после войны, на вопрос дочери, почему он все время носит с собой пистолет, Рокоссовский ответит: “Если за мной придут снова, живым не дамся”.
Еще одну малоизвестную страницу его жизни открывает военный историк Эмануил Иоффе. Связана она с пребыванием маршала в послевоенной Польше в должности министра обороны этой страны. Для многих поляков он оставался символом сталинского репрессивного режима. И нередко вслед ему раздавались нелицеприятные выкрики: “Убирайтесь в Россию!”, “Долой красного маршала!”.
“В январе 1950 года при посещении артиллерийских частей в Люблине в меня стреляли из пистолета, — вспоминает К. Рокоссовский. — Выстрел был сделан с большого расстояния, и пуля пролетела мимо. Стрелявшего не нашли. Через три месяца в Познани по моей автомашине дали автоматную очередь. Был ранен сопровождавший офицер, вдребезги разбито заднее стекло, но я не пострадал”. Участников второго покушения тоже не нашли.
Фронтовая любовь
У человека, окруженного славой и почестями, как правило, много завистников и недоброжелателей. На Рокоссовского не раз писали доносы, за спиной судачили об амурных похождениях полководца. Статный, под два метра ростом, обаятельный и с отменными манерами, он не мог не нравиться женщинам. Как-то Лаврентий Берия доложил Сталину, что Рокоссовский, находящийся в госпитале после ранения,  ведет аморальный образ жизни, по вечерам выпивает с симпатичными женщинами из медицинского персонала. 
— Авторитет командующего падает. Что будем делать, товарищ Сталин? — спросил Берия.
— Что будем делать? — Сталин задумчиво прошелся по кабинету. — Что будем делать... Завидовать будем, Лаврентий.
Затем на папке написал: “Оставить в покое. Рокоссовский в Красной Армии один. Прошу это учесть. Сталин!”.
А вот история фронтовой любви легендарного маршала и молоденькой девушки — военврача Галины Талановой многие десятилетия была покрыта тайной. Когда началась война, Таланова только окончила медицинский институт. Ее сразу призвали на фронт, распределив в 85-й полевой госпиталь. Сложно сказать, чем покорила сердце 45-летнего красавца генерала миниатюрная, почти вдвое моложе его девчушка. К тому же дома Рокоссовского ждали жена и дочь, которым он очень часто писал теплые, проникновенные строки. Но внезапно вспыхнувшее чувство Г.Таланова и К.Рокоссовский пронесли через всю войну. От этой любви у них родилась дочь Надежда.  

Несмотря на то что К.Рокоссовский неизменно упоминался в числе лучших советских военачальников времен Второй мировой войны, он всегда оставался в тени славы маршала Жукова, что, по мнению военных историков, абсолютно несправедливо.   
— По моему мнению, маршал Рокоссовский — один из самых искуссных полководцев не только периода Великой Отечественной, но и в истории России в целом. Во многом это связано с тем, что он побеждал, как правило, со значительно меньшими потерями, чем многие другие отечественные генералы и маршалы, — сказал депутат Госдумы РФ Андрей Кокошин.
Неудивительно, что когда встал вопрос о командовании парадом Победы, у Сталина не возникло и тени сомнения, кому оказать такое доверие. Конечно же Рокоссовскому. И это было лучшим признанием всех заслуг талантливого военачальника.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter