Непедагогическая поэма

Знакомый — молодой учитель одной из сельских школ, недавно посетовал: трудно сегодня быть педагогом

Знакомый — молодой учитель одной из сельских школ, недавно посетовал: трудно сегодня быть педагогом. И рассказал, как прямо во время урока из рук пятиклассника, увлекшегося «навороченным» телефоном, пришлось «вырывать» эту игрушку, разбираться с «малолетним наглецом», вызывать в школу родителей и «строить всех по полной»! «Распустились, понимаешь, и родители, и дети. Думаю, что Макаренко в свое время было легче», — подытожил он.

Еще одна история, невольным свидетелем которой стала в театре. Закончился спектакль, и в гардеробе стайка подростков окружила свою молоденькую учительницу.

— Елена Владимировна, вы ведь обещали! А обещание надо выполнять! Иначе это непедагогично!

Оказывается, накануне Елена Владимировна пообещала за хорошее поведение на спектакле выставить в дневнике десятки. Пока я раздумывала над этим учительским «приемом», наставница, окруженная подростками, безропотно «штамповала» оценки.

Большой резонанс в байнете вызвала новость о том, как ученик начальных классов одной из столичных школ «шпионил» за своей учительницей. Тайком на диктофон записывал, как педагог ведет уроки. «Джеймс Бонд» начальной школы делал все не просто с согласия родителей, а по их… указке. В основе лежал конфликт между семьей и педагогом. Но удивительно другое. Всех, кто стал свидетелем этой школьной драмы, поразило то, что педагог ведет уроки, не скупясь на грубые и даже оскорбительные выражения в адрес нерадивых учеников.

А как бы Макаренко повел себя в подобных ситуациях. Думаю, живи такой педагог, как Макаренко, в XXI веке, наверняка нашлись бы у него нужные слова, тронувшие совесть даже самого отпетого хулигана. А может, и слов не понадобилось. Если вспомнить «Педагогическую поэму», то в одном из эпизодов наставник, вызвав к себе провинившегося, ничего не сказал, а просто продолжил молча работать за письменным столом. В полной тишине прошло несколько часов. Подросток не решался уйти, ждал, когда учитель начнет ругать его за проступок, а Антон Семенович словно и не замечал хулигана в своем кабинете. После этой истории парень признался, что так тяжело морально ему не было ни разу в жизни и что это «молчание в наказание» далось ему труднее, чем множество упреков.

Но почему тогда некоторые современные молодые учителя не находят нужных слов? Или не хотят… Открыть дверцу в душе ребенка действительно сложно. Ведь никто и никогда не выдавал волшебных ключиков наставнику, их приходилось подыскивать самому, имея в арсенале терпение, мудрость и любовь к детям…

Виновато время? Дети-акселераты? Увы, престиж профессии падает. Раньше учителями становились по велению души. Сегодня для некоторых парней и девчат это возможность получить бесплатное образование и заветный диплом. Но их будущая специальность предполагает работу не со станками и механизмами, а с детьми… Страдают те педагоги, кто это не понял, а еще — ученики и родители.

Вернемся к нашему сельскому учителю. Он поступал в технический вуз, но не прошел по конкурсу. Зато баллов с лихвой хватило для того, чтобы подать документы в педуниверситет, где был недобор по некоторым специальностям. Сейчас кается, что не подождал год, а «наступил мечте на горло». Вспоминает, что таких «товарищей по несчастью» у него на курсе было еще несколько. Выходит, разлетелись эти молодые педагоги сеять «разумное, доброе, вечное» по городам и весям.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter