«Неочевидные шедевры НХМ» — представляем совместный проект «СБ» и Национального художественного музея

Неожиданный документ времени

Представляем совместный проект газеты и Национального художественного музея, который в год 80‑летия НХМ поможет составить новые маршруты по его залам. Шедевры, недооцененные публикой, неизвестные или до недавнего времени скрытые от наших глаз в запасниках и реставрационных мастерских — узнав о них со страниц «СБ», вы наверняка захотите увидеть все это наяву.


И начнем мы с залов древнебелорусского искусства, где выставлены уникальные белорусские иконы и алтарные скульптуры, подобных которым нет нигде в мире. Свою коллекцию икон, самую масштабную в стране, НХМ с гордостью демонстрирует в Беларуси и за рубежом, в Ватикане их принимали рядом с Сикстинской капеллой, пожертвовав частью постоянной экспозиции. Мастерство наших иконописцев приводит в неизменный восторг публику и искусствоведов независимо от их предпочтений в искусстве. Но есть в этой уникальной коллекции одна работа, совершенно нетипичная ни для белорусской, ни для иной школы иконописи. По этой причине экскурсоводы нечасто включают ее в свои маршруты. А ведь это удивительный шедевр и одновременно редчайший документ эпохи.

Если хотите увидеть, как выглядели наши предки в XVII столетии, заглянуть в их глаза, то вам сюда, к иконе из Дисненского храма Пресвятой Богородицы, созданной на Витебщине. 

Она тут такая единственная, хотя сам по себе сюжет «Сошествия Христа во ад» канонический. Но и Адам и Ева, и ветхозаветные праведники, которых Христос вывел из ада накануне своего воскрешения, изображены здесь не в традиционных хитонах, а в богатых одеждах, соответствующих своему времени. Многие — в коронах, похожих на великокняжеские. С лицами не идеализированными, а вполне живыми — не исключено, что и Христа мастер писал с кого‑то, кто был ему хорошо известен. И Христос здесь не отделен от окружающих его людей сияющим ореолом, вопреки сложившейся веками иконописной традиции. Он — первый среди равных.

Используя технологии создания древнерусских икон XII — XIII веков, мастер смело включил в свою работу еще и дополнительные сцены воскресения Христа и его явления Марии Магдалине, характерные для западноевропейской традиции. А также — пейзаж, который практически не встречается в живописи того времени, тем более религиозной. Правда, ни на одной репродукции рассмотреть все это невозможно. Стоит прийти в музей и для того, чтобы оценить орнаментальный резной фон, выполненный по левкасу, сияние оригинальной позолоты, которую удалось сохранить реставраторам.

До 1970‑х икона находилась в храме, хотя искусствоведам была известна гораздо раньше. Когда краски стали осыпаться, ее передали в музей. Для спасения бесценного шедевра реставраторы Аркадий Шпунт и Петр Журбей придумали специальный станок, с помощью которого бережно отделили холст от доски, предварительно укрепив красочный слой, очистили и соединили деревянный щит, затем заново склеили ткань с основой. «Это был уникальный реставрационный опыт, который блестяще удался», — говорят в музее. К слову, икон того времени в музейных собраниях Беларуси сохранилось всего несколько десятков.
Икона «Сошествие Христа во ад», созданная мастером из Дисны, — редчайшая возможность увидеть, как в действительности выглядели наши предки столетия назад. Это удивительный шедевр и одновременно редчайший документ эпохи.
Сегодня в коллекции древнебелорусского искусства НХМ — 550 икон XVI — XIX столетий. В постоянной экспозиции выставлено 20 лучших произведений. Однако в будущем музейном комплексе достоянием публики предполагается сделать не менее трети этих сокровищ.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter