Свежая премьера театра имени Янки Купалы — самый обсуждаемый спектакль сезона

Неожиданные повороты фантастики

Купаловский театр никогда не баловал представителей СМИ бесплатными приглашениями. Но тут вдруг устроил пресс-показ накануне премьеры. Переаншлаг из театральных людей. Не посетил театр разве что ленивый. После спектакля, естественно, множество споров, комментариев и публикаций. Никакого единодушного коллективного мнения, что несколько напрягло создателей спектакля. Кому верить?

Сцена из спектакля «Шляхцiц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях».

Масштабное полотно

Одни были в восторге. Другие (в основном представители театральной критики) либо резко, либо сдержанно критиковали, уходя от увиденного спектакля в споры о фигуре Яна Барщевского, оценки конкретной исторической эпохи. Думается, надо выделить главные претензии к этому зрелищному, яркому спектаклю и постараться на них ответить. После нашумевшего купаловского «Ревизора» это не менее значимое для театра событие, у которого к тому же просветительская функция.

«Шляхцiц Завальня» Яна Барщевского за недолгое время украсил купаловскую сцену дважды. В 2003 году специально для народного артиста Геннадия Овсянникова был поставлен моноспектакль «Беларусь у фантастычных апавяданнях». Почти полтора часа артист ни на секунду не покидал сцену и держал зрителей в напряжении своим умением просто, доходчиво, с юмором рассказывать таинственные истории из жизни крестьян, которые написал Барщевский.

В белорусской литературе совсем мало произведений фантастических, близких к мистификациям. К Барщевскому прикасался не только театр, но и кино. Увлекало целое море неиспользованных выразительных возможностей.

В новом купаловском спектакле Завальню тоже играет Геннадий Овсянников. Только рядом с ним множество молодых артистов. У каждого своя тема, свой образ. В 2003 году у Овсянникова была яркая исповедь одного человека. В 2019 году в том же материале в фантастические истории вклинились социальные проблемы, исторические перспективы страны, национальное самосознание, замах на отражение конкретной эпохи. Спектакль получился многотемным, многонаселенным крестьянами, шляхтой, масштабным, претендующим на широкое национальное полотно. Все это совсем без пафоса, а с легкостью выдумки и иронии.

Тем обиднее были восприняты оценки: нас пугают сказочными персонажами, а нам не страшно. Дескать, купаловцы придумали сказку для детей, а хотелось бы… Здесь стоп. Каждый неудовлетворенный спектаклем начинает придумывать свою историю, удаляясь от увиденного, смешивая фантастику с фольклором. Хотя сказками сегодня мало кого можно испугать. Детей вообще пугать нельзя. Взрослых пугают новости из телевизора.

Хотелось бы напомнить: театр делает свою привычную работу, не стараясь кому-то угодить. Согласно своим силам и возможностям он призывает зрителей задуматься. Оценки спектакля зависят от зрительского опыта.

Игра с пространством

Геннадий ОВСЯННИКОВ — воплощение образа ЗАВАЛЬНИ.
Литературный материал выдающегося белорусского писателя побывал в руках признанного драматурга и ученого, глубокого исследователя Сергея Ковалева. Он живет на две страны (Беларусь и Польшу), отлично разбирается в европейских архетипах и современном театральном процессе. По просьбе театра написал серьезную пьесу. Можно назвать ее инсценировкой. Но было бы точнее считать эту работу самостоятельным авторским материалом. Единственный упрек к драматургу — многотемье. Замахнулся на большое количество проблем, которые вполне мог бы осилить Купаловский театр. При одном условии: если бы к этому приложил руку очень опытный постановщик.

Работу над спектаклем поручили молодой команде без серьезного опыта. Режиссер Елена Ганум впервые вышла из камерного пространства малой сцены на сцену большую, современно упакованную. Ей пришлось одновременно осваивать многослойный текст, сложные технические возможности. Плюс кропотливо работать с большим количеством как опытных, так и молодых актеров. Хотя в таком сильном театре, каким является Купаловский, актеры давно привыкли играть самостоятельно. Что, впрочем, и произошло. Елене Ганум осталось свести воедино усилия всех создателей спектакля. Ей, конечно же, помогли талантливый перспективный сценограф Екатерина Шиманович, композитор Виктор Кистеня, хореограф Ольга Скворцова. Очень непростое передвижение декораций, исчезновение и появление из люков, масса бутафории, видеоэффекты, замысловатые предметы театра кукол, игра с пространством и смысловыми неожиданностями. К тому же таких костюмов еще не было на белорусских сценах. Они уникальны, как и многое другое. Все вместе это демонстрирует огромные возможности Купаловского театра. Согласитесь, все непросто для молодого постановщика.

Совместные усилия привели к яркому зрелищу. Заросли камыша и снег, фольклорные танцы и запоминающиеся актерские паузы. Ироничное отношение современного зрителя к чудесам и желание говорить серьезно о серьезном. В итоге это театральная игра. Как в каждой игре, есть момент интриги, детектива, поиска и разочарований. И не надо вмещать этот спектакль в какой-то определенный привычный жанр.

Сказка? Детектив? Эпос? Фантастика? Мелодрама? В современном театре это давно момент условный или умело сочиненный ради рекламы.

У купаловцев таинственность, юмор, воображение близки к мистификации и причудливым видениям сверхчудесных картин. Например, выедет гроб, из которого шляхтич Завальня будет рассуждать и давать указания.

В одном солидарны и критики, и зрители. Есть несколько просто выдающихся актерских работ. Это Иван Трус в роли доктора Шельмера, Александр Казелло — Белая Сорока, Геннадий Овсянников — Завальня, Тамара Миронова — пани Мальгрета. У них не очень много текста, но много того мастерства, которое позволяет следить за каждым движением и разгадывать намерения их персонажей. Уже благодаря этому можно считать спектакль состоявшимся.

И последнее наблюдение. Сегодня модно ругать наши государственные театры за несоответствие современным театральным изыскам и экспериментам. История свидетельствует: есть ценности, не подверженные моде. Театр имени Янки Купалы прошел за свою столетнюю жизнь разные этапы. Были победы, были поражения. Думается, что главное в его деятельности — сохранить желание делать спектакли глубоко национальные, выводящие из зоны комфорта, будоражащие сознание, нацеленные на желание любить и уважать свои ценности. Отлично, что в «Шляхцiцу Завальнi» лидировала молодежь — будущее прославленного театра.

Фото предоставлено Национальным академическим театром Янки Купалы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter