О фильме "Дама Пик" Павла Лунгина

Неоновые страсти

Павел Лунгин, создавая свою «Даму Пик», не скрывал, что в большей степени его картина ближе к знаменитой опере Чайковского, чем к пушкинской прозе «Пиковая дама». Хотя, казалось бы, разницы нет. Тот же классический сюжет, где главными действующими лицами являются молодой инженер, старуха графиня, ее молодая воспитанница Лиза. Те же страсти вокруг карточных хитросплетений «тройки, семерки, туза», тот же драматический финал. Однако разница все же есть. Пушкинский Германн — из обрусевших немцев, прямолинейный, расчетливый и жесткий, не поддающийся сантиментам и готовый ради достижения своей цели поставить на карту все. Оперный Герман — внутренне надломленный человек, находящийся во власти противоречивых чувств и желаний, подверженный роковым влечениям. Лунгину была ближе не столько готическая философская притча о жажде победы любой ценой, сколько история любви и предательства, преступления и наказания, блуждания в лабиринтах собственных страстей и невозможности найти свой путь.

Но «Дама Пик» — не экранизация пушкинской повести и не перевод оперы на язык кино. Это драма нынешнего времени с оммажем Пушкину и Чайковскому, Достоевскому и Гоголю одновременно. В этом фильме угадываются вполне современные аллюзии, о которых сам режиссер высказывался не без доли горечи: «Это молодой человек, который совершенно не верит в справедливость мира, он совершенно точно знает, что талант не вознаграждается при этой жизни. Всем можно только овладеть или выиграть. Мне кажется, что я буквально на улицах вижу таких людей». В фильме расстановка героев та же, только антураж и время другое. Герман стал начинающим оперным певцом Андреем (Иван Янковский), жаждущим всего и сразу — славы, денег; старая графиня — всемогущей оперной дивой Софьей Майер (Ксения Раппопорт), у которой есть одна страсть — играть и выигрывать; бедная воспитанница Лизавета Ивановна — молодой оперной певицей Лизой (Мария Курденевич), натурой сильной и чувственной, сохраняющей человеческое и женское достоинство в ситуации вероломства и предательства. Сохранился и свой граф Сен–Жермен. В фильме это владелец подпольных казино (Игорь Миркурбанов), являющийся для знаменитой, но обедневшей Софьи Майер материальной опорой и денежным мешком.

Однако в почти закрытом оперно–гламурном пространстве проявились не столько подлинные чувства и характеры, не столько реалистичность и естественный драматизм, сколько чрезмерная оперная гротескность и глянцевая искусственность. Если уж дворец олигарха, то почти как виллы древнеримских цезарей, если уж дива, то обязательно при роллс–ройсе и умопомрачительных нарядах, если бандиты, то обязательно грязные гаражи и «лица кавказской национальности». Кадры и герои, как картинки с персонажами в fashion–изданиях, удивляют глаз, но не волнуют ни душу, ни сердце. В «Даме Пик» есть та неоновая красота, которая, как солнце зимой, светит, но не греет. Возможно, для осовременивания и оживления сюжета в почти оперную конструкцию фильма включены разборки с преступными группировками. Там есть не только кавказцы, с которыми аристократичная Софья вступает в тайный сговор, но и китайцы, которые в громком массовом порыве делают свои ставки на сеансе игры в русскую рулетку. Как ни крути, а все равно получается призрак хоть жизни, хоть оперы.

lpsm3163@mail.ru

Фото  kinopoisk.ru

Советская Белоруссия № 226 (25108). Четверг, 24 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter