О строительстве газопровода «Южный поток»

Неоконченная пьеса для политического пианино

Быть или не быть?» — задал давным-давно вечный вопрос себе и человечеству У. Шекспир. Буквально три слова — а сколько человеческих судеб сломано в поисках ответа!
Быть или не быть?» — задал давным-давно вечный вопрос себе и человечеству У. Шекспир. Буквально три слова — а сколько человеческих судеб сломано в поисках ответа! И не только человеческих — история стран и континентов зависит от правильного выбора.

5 стасевич - 500.jpg


Ответ на этот вопрос решит и судьбу одного из великих экономических проектов нашего времени — строительства газопровода «Южный поток». По важности и будущему влиянию на жизнь Европы этот проект приобретает воистину мировое значение. Уже сейчас это клубок великих страстей и противоречий, есть все элементы политического «театра» — тут тебе и драма, и комедия, и фарс.

Сама суть проекта схематично проста: из России по дну Черного моря прокладывается газопровод до Болгарии, а далее — в другие Балканские страны и Австрию с перспективой обеспечения «голубым топливом» многих европейских государств. 
Понятно, что великие дела в спешке и с кондачка не делаются, а значит, планируются заранее. Да и лишнего внимания к таким проектам стараются поначалу без нужды не привлекать: большие деньги любят абсолютную тишину.

По сути, так оно и было с «Южным потоком». Например, еще в 2009 году «Газпромнефть» аккуратно выкупила 51 процент акций сербской национальной нефтеперерабатывающей компании, которая и должна строить «Южный поток» на своей территории. Подобные финансовые и политические «заделы» под будущий проект настойчиво создавались и с другими участниками проекта. Тем более что Россия уже получила тяжелый, но исключительно поучительный опыт прохождения предварительных этапов сделок подобных масштабов по газопроводу «Северный поток».

И европейцы, судя по фактам, практически согласились на подобное северо-южное «окольцевание»: странам ЕС исключительно важно в короткое время, но на долгий срок полностью решить вопросы с поставками больших объемов газа и его ценой, иначе европейская промышленность просто «сдуется» при растущей конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции со стороны США и Китая.

Какое давление пришлось выдерживать странам — участникам «Южного потока» со стороны США с их сланцевым газом, нам остается только догадываться. 

И все-таки Европе своя рубашка была к телу явно ближе. Со всеми вытекающими отсюда стратегическими последствиями.

Но тут удивительно-неожиданно «грянула» Украина! И мировая политико-экономическая пьеса засверкала всеми красками ранее сдерживаемых эмоций и тайн! «Актеры», что называется, сорвали маски и начали играть «от души», минуя уроки «Уильяма нашего Шекспира» и других учителей лицедейского мастерства.

Чего стоят одни молниеносные визиты американского сенатора Маккейна! Заглянул в Болгарию — и на следующий день страна уже стыдливо отказывает «братушкам»-славянам в прежних договоренностях, залетел в Сербию — и та тут же начинает «замораживать» проект. Вдруг «просыпается» и еврокомиссар по энергетике Г. Эттингер, грозя остальным участникам проекта: «Южный поток» не соответствует нормам Евросоюза, нарушителей ждет суровая кара…

В общем, «что наша жизнь — игра». И если кое-кто просто «ломает комедию», то другие моментально ввергаются в жесточайшую драму. На представителей Болгарии, на днях снова ужесточивших свою позицию по «Южному потоку», по телевизору просто жалко было смотреть: сколько раз в истории Россия спасала их страны в сложнейших ситуациях, а тут приходится малодушно юлить на глазах всего мира.

К чести россиян, за последнее время они успешно освоили китайскую науку жизни под названием «мягкая сила». Говорят мало, улыбаются много, делают еще больше. Огромные ресурсы, отлаженная дипломатия постепенно растапливают политико-экономический «лед» вокруг «Южного потока». Кое-какие результаты уже видны: например, представители деловых кругов Австрии недавно заявили, что проект будет реализован, несмотря на противодействие Еврокомиссии. Смягчают свою позицию и другие страны ЕС.
Однако легко не будет. К тому же в затылок «Южному потоку» дышит конкурент: ЕС рассматривает проект строительства системы газопроводов из Азербайджана, Туркмении, Ирана и Ирака. Причем все заинтересованные стороны понимают: два газопровода одновременно построить невозможно, победитель будет один. 

Словом, классический случай: быть или не быть?

Павел СТАСЕВИЧ
stasev@tut.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter