Неоконченная пьеса для механического продавца

Чистая прибыль с одного кофе-автомата в Беларуси - около $ 300 в месяц. Правда, для этого его нужно установить в людном месте

Придут  ли  торговые  аппараты  на  смену  киоскам? 

В Беларуси развитие такого  торгового направления, как вендинг, пока находится в стадии зарождения. Но его становление лишь вопрос времени и повышения культуры потребления продуктов с помощью торговых машин. Большинство потребителей пока не доверяет такой технике: привычного  продавца нет, проконсультироваться не у кого. Тем не менее количество торговых автоматов в нашей стране неуклонно растет. Пожалуй, самые веские причины для развития вендинга — давление торговых сетей на розничный рынок и по различным причинам неразвитое направление розничной торговли. В частности, эксперты не исключают, что торговые киоски могут эволюционировать в автоматических продавцов. 

«Автоматная  очередь» 

В странах ЕС один торговый автомат приходится на 20—40 человек, а у нас — на сотни тысяч жителей. В регионах торговые автоматы и вовсе являются экзотикой. Хотя, по оценкам экспертов, Беларусь способна «вместить» не менее 600 тыс. торговых машин. 

До недавнего времени понятие «торговый автомат» у многих наших соотечественников ассоциировалось с канувшими в Лету «шкафами» по продаже газировки «за три копейки». Новое поколение вендинговых аппаратов может торговать практически любым товаром, принимать взамен не только мелочь, но и банкноты, давать сдачу и даже осуществлять размен денег. Об их прибыльности и вовсе ходят легенды: поговаривают, что рентабельность в этом сегменте достигает 100—200 %. В любом случае, по сравнению с обычной торговлей вендинг имеет массу преимуществ. Благодаря скромным габаритам автоматы умещаются буквально на 1 квадратном метре площади. К тому же они не подвержены издержкам пресловутого человеческого фактора — не ошибаются при выдаче сдачи и не отлынивают. 

Кто  правит  бал? 

В Беларуси продажи через сети специальных вендинг-машин, по сути, начали развиваться только несколько лет назад. Изначально автоматической торговле мешало несовершенство национальной денежной валюты. Когда в начале 1990-х, во время перехода с советского рубля на белорусский Национальным банком было решено отказаться от использования в обороте мелких разменных монет, главное финансовое ведомство страны не­осознанно поставило крест на вендинге. Автоматическая торговля на какое-то время приобрела комическую форму — рядом с аппаратом его владельцу надо было посадить контролера, продающего жетончики. «По затратам это было равносильно созданию полноформатной торговой точки, — вспоминает индивидуальный предприниматель Денис Клевко. — Но сегодня прогресс шагнул далеко вперед. Только после того, как были изобретены купюро­приемники, вендинг-бизнес в Беларуси постепенно начал развиваться». 

Сегодня совокупное число автоматов по всей стране участники рынка оценивают примерно в 500—600 штук. Число же самих операторов, занимающихся этим видом розничной торговли, не так давно превысило несколько десятков, при этом крупнейшим из них принадлежит по 40—50 машин, что по мировым меркам ничтожно мало. Считается, что для нормального функционирования белорусской компании нужно не менее 10 вендинг-машин, для европейского участника рынка этот показатель значительно выше — от 120 агрегатов. 

«В принципе, этот сегмент белорусской торговли растет достаточно динамично, — отмечает директор компании «Вендинг Сервис» Юрий Савинков, — причем не только в столице, но и в регионах. Сегодня в каждом областном городе насчитывается не меньше 30 торговых машин». 

Начальник управления организации торговли и услуг Минторга Людмила Петраковская признает, что в последнее время интерес к вендингу среди белорусских предпринимателей увеличился многократно, в ведомстве ежемесячно фиксируют несколько десятков обращений. «В этом нет ничего удивительного, бизнес перспективный, к тому же он позволяет индивидуальным предпринимателям выполнять все требования Указа № 760. Ведь «живые» продавцы больше не нужны: автомат все делает за них, а ремонт и обслуживание вполне можно передать сторонним компаниям по договору», — объясняет специалист. 

Считается, что выгоднее всего начинать заниматься вендингом с кофейных автоматов. По статистике, вендорам в Европе 60 % выручки приносит продажа горячих напитков, 20 % — прохладительных и столько же — закусок. Похожая ситуация складывается и в Беларуси, но уклон в сторону кофематов у нас имеет совсем иные причины. Дело в том, что продажная цена горячих напитков, как правило, гораздо выше их себестоимости. Есть возможность устанавливать свои цены без нарушения ценового законодательства. Кстати, здесь сокрыт и еще один большой секрет вендинговых операторов. Ведь существуют автоматы, в которых чашечка кофе стоит, например, 800 рублей, а банкнотоприемник работает только с купюрами по 500 и 1000 рублей и сдачу при этом не выдает. Но такие нюансы остаются скорее на совести поставщика аппарата, так как банкнотоприемники можно адаптировать к разным денежным знакам и встроить в автомат, но такое устройство для «получения» денег стоит около € 350. 

По закону, в нашей стране запрещено торговать через вендинг-машины только алкогольными напитками и табачными изделиями. Впрочем, такие же нормы существуют во всех без исключения странах, где развивается это направление розницы. Как отмечает Людмила Петраковская, причина этого проста: только так можно ограничить доступ к этим продуктам несовершеннолетних. 

Чистая прибыль с одной вендинг-машины по продаже горячих напитков, по свидетельствам белорусских операторов, составляет около $ 300 в месяц, правда, для этого ее нужно установить в людном месте. А вот летом «кофейный» доход падает примерно на 20 %. Издержки сезонности можно компенсировать, например, устанавливая рядом автоматы по продаже холодной воды. А вот снековые пока не рассматриваются как серьезный бизнес. Распространению этой техники, по мнению специалистов, могли бы способствовать PR-программы фирм — производителей снеков. В странах ЕС многие зарубежные компании приобретают автоматы со специальным рекламным оформлением и используют их для реализации собственной продукции. Даже если сам автомат не приносит прибыли, реклама окупает расходы на его приобретение. В Беларуси же подобный способ продвижения бренда сегодня оценивается производителями как слишком дорогостоящий. 

Но компании, занимающиеся поставкой вендинг-машин на белорусский рынок, уже отметили, что кривая спроса постепенно изгибается в сторону снековых агрегатов. «Дело в том, что ассортимент товаров, продающихся через эти установки, можно свободно менять, — объясняет Юрий Савинков. — Это значит, что такие вендинг-машины вполне могут заменить освобождающиеся ниши киосков на остановочных пунктах, ведь в них можно разместить недорогую, но весьма популярную среди покупателей «мелочовку». Стартовый капитал вхождения в вендинговый бизнес также невелик — $ 30—50 тыс. А это ни в какое сравнение не идет с инвестициями, необходимыми для создания сети тех же киосков. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter