Неокончательный диагноз

Оздоровление оздоровлению рознь?
Оздоровление оздоровлению рознь?

Годами выработанная практика, когда дети из «чернобыльских» районов ежегодно лечатся в санаториях, периодически начинает давать сбой. Нет, путевок в здравницы хватает. Только вот родители все с меньшей охотой соглашаются отправлять своих мальчишек и девчонок на оздоровление. А некоторые вообще категорически заявляют: дескать, нечего моему ребенку куда–то ездить, пусть лучше дома останется. И движет ими обычный прагматизм...

Сравнительно недавно абсолютно все школьники из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, бесплатно добирались до санаториев и получали там необходимое лечение. Но в мае 2006–го было принято постановление Министерства здравоохранения, регламентирующее порядок отбора больных для санаторно–курортного лечения, к которому прилагался перечень диагнозов, позволяющих претендовать на путевку в санаторий. В конце прошлого года список был расширен. Но главная проблема осталась. Ребята, болезни которых обозначены в постановлении Минздрава, в здравницы добираются бесплатно и получают там полноценное лечение. А вот всем остальным юным «чернобыльцам» (вернее, их родителям) за дорогу до санатория приходится платить.

— Поездка ребенка, к примеру, в Витебскую область обойдется папам и мамам примерно в 50 тысяч рублей, — рассказывает заместитель председателя Славгородского райисполкома Николай Мироненко. — В санаторий под Минском — 60 — 70 тысяч. И это если в семье один малыш. А если несколько, то родителям нужно выложить очень приличную сумму. Вот поэтому очень многие не хотят отправлять своих ребятишек в здравницы. Все равно, мол, дети лечиться там не будут — просто проведут время.

Такая ситуация не только в Славгородском, но и в других «чернобыльских» районах Могилевщины. Порой работники райисполкомов пытаются уговорить медиков оформить детям необходимые документы — чтобы их родители избежали лишних расходов.

— Уже тот факт, что дети живут в загрязненных районах, — считает заместитель начальника представительства «Могилевское областное управление Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению населения» Жанна Хоменок, — относит их к категории пострадавших. Все они должны добираться до здравниц, получать лечение в санаториях бесплатно.

— Получается, что человеку нужно сделать операцию всего лишь потому, что он живет на конкретной территории, — возражает главный специалист отдела медицинской реабилитации и экспертиз Могилевского облздрава Валерий Морозов. — Я, конечно, утрирую. Но медицинские показания должны стоять во главе угла. Если ребенку выдадут «липовую» санаторно–курортную карту, в которой будет обозначено заболевание (не существующее на самом деле), то его и будут лечить от того, чего нет.

В принципе, верно. Но есть один нюанс, частенько остающийся вне поля зрения медиков. Если родители регулярно водят ребенка в поликлинику, то в медицинской карточке появляются соответствующие записи, на основании которых впоследствии и выдаются нужные документы. Если не обращаются, медкарта остается девственно чистой, дитя же — формально здоровым, хотя на самом деле и нуждается в медпомощи. Порой сказывается и нехватка специалистов...

И еще один ракурс. В регионах, пострадавших от Чернобыля, считается нормой, когда за год через различные здравницы проходят абсолютно все местные школьники. Даже если кто–то не хочет ехать, его вместе с родителями уговаривают взять путевку педагоги, медики, работники райисполкома. Мотивацией здесь служит не только забота о самочувствии ребят. Району нужно выполнить так называемый план по оздоровлению и поставить галочку в отчете. Может, в новых реалиях стоит попытаться не чесать всех под одну гребенку и, если не получается лечить всех детей без исключения, направлять в санатории лишь тех, у кого есть соответствующий диагноз? Деньги же, выделяемые из бюджета на оздоровительные путевки всем остальным, потратить на что–то другое — не менее важное?

Мнения

Елена МАНЫШЕВА, главный педиатр Могилевской области:

— Существующая система предоставления санаторного лечения справедлива. В «чернобыльских» районах живут как абсолютно здоровые, так и хронически больные дети. Да, родителям больных ребят не приходится платить за проезд, за путевки. Но они очень много денег тратят на лекарства, специальное питание (разумеется, когда это нужно) для своих малышей — это тоже надо учитывать. Папам и мамам деток, у которых есть серьезные болезни, не позавидуешь. Поэтому не стоит думать, будто детей искусственно разделили на какие–то группы...

Валентина ИВАШНЕНКО, главный врач санатория «Сосны» ОАО «Могилевхимволокно»:

— Участковый педиатр, даже если видит искривление позвоночника у малыша, не может поставить диагноз сколиоз — нужно заключение узкого специалиста. Но такого врача может не быть в районе, а в областной центр родители малыша везти не хотят или не могут. Тот же сколиоз входит в перечень Минздрава, искривление позвоночника — нет... Из тех детей, которые у нас отдыхают, не больше трети получают лечение. Остальным мы назначаем минимум — бассейн, сауну. Неприятно, когда отдыхающие у нас малыши не по своей вине оказываются в разных условиях.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter