Компетентный вторник: как противостоять неоколлаборации?

Неоколлаборация: суть и пути противодействия

Пока страны Западной Европы перманентно сотрясают различные проявления неонацизма, Беларусь столкнулась с идейно близким явлением. По аналогии его можно назвать неоколлаборацией. Какую несет она опасность и как ей противостоять? Порассуждать над этим мы предложили компетентным экспертам: члену Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Сергею Клишевичу, профессору кафедры философии и экономики Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина, доктору исторических наук Борису Лепешко и доценту кафедры истории Беларуси Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, кандидату исторических наук Владимиру Егорычеву.

Исторически так сложилось, что бчб-символика всплывала в основном в условиях оккупации.

Искажение — истории и в головах

С. Клишевич: Эта песня нам хорошо известна. На первом этапе задачей нашего идеологического противника было обосновать тезис, что Великая Отечественная война шла между двумя преступными системами, уравнять коммунизм и нацизм. Как правило, для этого используется советско-германский договор о ненападении, по поводу которого Польша даже продавила резолюцию в Европарламенте от 2019 года № 2819(RSP). То есть нормативно закрепляется факт, что ­СССР — преступное государство. Соответственно результаты Второй мировой войны, которые были достигнуты преступным путем, надо пересмотреть.
Что из этого следует? Первое — пересмотр территориальной целостности России (Калининград, Карелия, Южные Курилы), во вторую очередь — и Беларуси, которая восстановила свои территории в ходе освободительного похода ­РККА 17 сентября 1939 года.
Второе — от «преступной», по их мнению, советской власти пострадали миллионы. И были «отважные» бандеровцы и белорусские полицаи, которые сражались со «сталинскими бандитами» и сидели в схронах, отдавая жизни за свои национальные идеи. И их потомкам надо будет платить репарацию. А если у вас нет на это денег, то вы можете передать свои ресурсы, которые будут взяты под внешнее управление, говорит нам Запад.

Эта логика утрирована, конечно, но она абсолютно точно отражает будущие намерения наших так называемых партнеров. Польша как типичный пример восточноевропейского национализма строит свою идентичность на исторических травмах и тянет прошлое в настоящее, то есть оценивает всю современную внешнюю политику через призму борьбы с Россией — и с Беларусью, которую они считают сферой своего влияния.

В. Егорычев: Переписывая на свой лад историю ХХ века, нынешние прозападные идеологи пытаются в один ряд с годами междоусобиц и смуты, оставившими болезненные шрамы в нашей истории, поставить и советский период, представить его как черную дыру, поглотившую все лучшее, что было в нашем Отечестве.
Избежать диктата глобалистов на постсоветском пространстве в известной мере смогла только Беларусь. Хотя и не без своих косяков. Вспомним празднование 100-летия БНР, издание «Дневников Геббельса». Все это, как и телеграм-каналы из-за бугра, во многом переформатировало сознание молодых белорусов, что наглядно продемонстрировали недавние события.
На VI Всебелорусском народном собрании Александр Лукашенко акцентировал внимание на том, что будут сделаны определенные выводы из сложившейся ситуации. На мой взгляд, попытки бездумного переписывания истории, ее фальсификации надо решительно пресекать. Нельзя отдавать нашу молодежь на откуп зарубежным и доморощенным растлителям умов и сердец.

Б. Лепешко: Не надо превращать всю молодежь в антигосударственных «змагароў». В республике масса молодых людей (большинство), которые не на словах, а на деле готовы работать не только во благо себе, но и Родине. Когда думаешь, почему все же оболванивание имело место, то приходишь к выводу, что здесь не обойтись без метафизики. То есть на любом историческом этапе всегда присутствует наиболее активная часть общества (чаще всего молодежь), которая готова к активным действиям для реализации новых, на ее взгляд, целей. ХХ век тому прямое подтверждение. Только тогда активность была связана с мировыми войнами, революциями, борьбой старого и нового, и примеры героизма (подлинного) общеизвестны. А в последние десятилетия народ закис: и слова говорили правильные, и думали, делали все правильно, но чего-то не хватало. У Льва Гумилева это называлось пассионарностью.

Что стоит за неоколлаборацией?

Б. Лепешко: Бчб в этом плане не случайность. Символ мнимой пассионарности нужен, и его нашли. И что с того, что на нем многие видят кровь? Обратите внимание, насколько здесь сегодня преобладает нерешительность. Обращения людей и организаций были, имели место многочисленные факты, которые приводили историки, но решения до сих пор нет. Почему? Из-за опасений, что политика имеет приоритет перед юриспруденцией? Но чего этого бояться, так ведь было всегда, начиная с времен Никколо Макиавелли.
Если государству объявили войну, то государство вправе защищаться всеми доступными правовыми методами. А для всех, кто сомневается в правомерности такого решения, надо организовать экскурсии в Домачево Брестской области, где фашистами были уничтожены десятки детей из детского дома вместе с воспитателями. Быстро забываем, как горели дети? Да даже один косвенный факт использования бчб фашистами в годы последней великой войны достаточен для того, чтобы запретить его раз и навсегда.
В. Егорычев: Новое прочтение коллаборационизма в Великой Отечественной войне неприемлемо. Когда из людей хитрых, лицемерных и алчных, добровольно вставших на службу к врагу, вдруг лепят «совесть нации», такая история никого и ничему хорошему не научит. Время иуд и негодяев не прошло, а «демократизация» и «плюрализм» привели к тому, что сегодня предателем быть не стыдно. Все, кто встал на путь реабилитации «своих» коллаборантов, сотрудничавших в годы войны с вермахтом, гестапо и СС, дуют в одну примитивную дуду: дескать, они — латышские, литовские, эстонские, белорусские националисты — были на самом деле не убежденными фашистскими головорезами, а борцами за свободу, сражавшимися вместе с немцами против сталинского ­СССР. К сожалению, это происходит и на нашей земле. Некоторые историки и публицисты красноречиво убеждают самих себя, что эсэсовец Франц Кушель хоть и воевал против белорусов, но «за Беларусь».
И символика у националистов и коллаборационистов та же. Но исторически так сложилось, что бчб-символика всплывала в основном в условиях оккупации — кайзеровской, гитлеровской. Сегодня она всплыла в условиях реальной независимости. К чему призывают ее сторонники? К слому политического и экономического механизмов, вследствие чего Беларусь будет отброшена в своем развитии на десятки лет назад. 
С. Клишевич: Белорусский национализм, который мы наблюдаем сегодня, в отличие от национализма бандеровского не имеет семейных корней и памяти. В семьях Западной Украины гораздо больше реальных потомков членов УПА, подпольных групп, связных — так называемых «проводов». В том числе и потому, что антисоветское сопротивление там продолжалось после войны и имело более массовый характер. У нас бандитизм был ликвидирован значительно быстрее. Кроме того, сам факт сотрудничества однозначно осуждался в народе, к полицаям, убийцам всегда было резко негативное отношение. 
Поэтому реальных корней, традиций бчб-флаг у населения не имеет. Но с момента перестройки начала происходить легализация образа полицая, придуман миф о том, что эти люди якобы занимались национальным строительством, были идейными борцами с большевизмом. Это была идеологическая база, которая подгонялась под новую в то время госсимволику — бчб-флаг и «пагоню». Их надо было как-то обелить в глазах населения. И сегодняшняя ее реинкарнация имеет корни именно в 1990-х годах, а не в какой-то более глубокой народной памяти, как это было в украинском случае.
Что, к слову, не делает этот флаг менее нацистским или менее замаранным. Независимо от того, кем эта символика продвигалась в обществе, флаг должен быть запрещен как экстремистский. 

Реальных корней и традиций бчб-флаг у населения не имеет.

Противоядие против антиисторизма

В. Егорычев: Необходимо обеспечить неразрывную связь времен и поколений, не выбрасывать ни одного этапа из нашей истории. Сплачивать народ надо не на ненависти, а на любви к нашей истории, своей земле, на гордости за величие предков. Как говорил князь Александр Невский, научитесь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства.
Разве завет лучших не повелевает нам хранить в чистоте тот нравственный тип нашего народа, который формировался веками труда и борьбы? Хранить в чистоте нашу народность и цивилизацию? Есть святыни, есть своя семья, есть деды и прадеды, которые все это создавали и строили. И есть великие дела, которые совершены. Разве это не фундамент для единения?
Думается, День народного единства станет знаковым в этом плане. Несомненно, мы должны больше внимания уделять не запретительной практике, а идеологически-воспитательной работе с молодежью, да и со всеми белорусами. В стране не хватает просветительской, разъяснительской работы по ключевым вопросам нашего развития. Ау, общество «Знание»! Весьма актуален и вопрос медиаграмотности, особенно для тех, у кого «мозги на сайте». Следует определиться: если перемен — то каких и зачем, если диалога — то с кем, а стабильности — то по каким критериям?
Отечество сейчас в таком состоянии, что требует по-иному, отбросив эмоции и амбиции, посмотреть на него и на нас самих. Это наш долг перед теми, кому мы эту землю оставим в наследство. 
Посмотреть с сыновней любовью и тревогой, а не с холодным отстраненным любопытством экспериментатора.

Б. Лепешко: А на каких основаниях будем объединяться, на какой платформе? Нет ли чувства, что перед нами пока абстрактный лозунг, который всем хорош, кроме одного: конкретности не хватает. Между прочим, здесь во весь рост встает старый вопрос об объединяющей силе национальной идеи. Вопрос, на который до сих пор нет ответа. Второй момент: хорошо бы уйти от исключительного любования нашими «краявiдамi» и теми сюжетами, в которых говорится о красоте наших сел и городов. Не потому, что это неправда, а потому, что этого недостаточно. Пусть гуманитарии пробуют силы в теоретических дискуссиях, в том числе на страницах «СБ. Беларусь сегодня». У нас же корпус обществоведов чаще молчит. Назовите нашумевшую конференцию, где изучались бы спорные вопросы того же коллаборационизма. Скажут, что здесь спорить, и так все понятно. Нет, непонятно, поскольку коллаборационизм становится новым оружием вторжения. Оказывается, предатель — это уже звучит гордо, а человека, требующего наказания своей родины, надо поднимать на щит, а не подвергать остракизму. Налицо метаморфозы сознания, причем парадокс в том, что нам предлагают гордиться тем, что всегда вызывало презрение. Как с этим бороться? 

Средств много, одно из них — говорить об этом публично, дискуссионно. Сочетая уважение к чужому мнению с бескомпромиссностью, в основе которой — историческая правда.


Борис ­ЛЕПЕШКО:


— Есть пассионарии подлинные, а есть мнимые. Подлинные — это те, кто боролся с фашизмом, кто погибал в боях. У мнимых же пыл и отвага вылились в пинание милицейских «буханок», это те, кто плевал в стражей порядка, думая, что совершает нечто героическое. Спасибо в кавычках надо сказать и перестройке — еще одному примеру мнимой пассионарности.


Сергей ­КЛИШЕВИЧ:


— Для подавляющего большинства населения Беларуси бчб-флаг — это искусственно созданный символ, который, кроме олицетворения протеста-2020, больше ничего не значит. Уверен, когда эти люди хотя бы немного вникнут в историю данного символа, им будет стыдно за то, что они его защищали и поднимали над головой.



Владимир ­ЕГОРЫЧЕВ:


— Можно ли вычеркнуть из памяти народа его историю? Плохая или хорошая, угодная кому-то или нет, но она была, есть и будет. Конечно, на какой-то период кому-то удается затушевать, принизить, а то и запретить вспоминать, говорить и писать о том, что было. Но это выигрышно лишь до той поры, пока на поверхность не всплывают достоверные факты и цифры. История не признает черновиков, а истина неподвластна времени.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter