Неохота!

Иногда статьи получаются совершенно противоположные по смыслу. Думаю, это не от того, что я запуталась в мыслях, просто ситуация всегда имеет свои полюсы: взглянешь с одной стороны — хобот, с другой — столб-нога, а в целом, конечно, — слон.

Но пока дойдешь до целого...

А вообще — я опять о воспитании детей.

— Я не хочу, я не обязана играть с ним! — заявляет дочь на мою просьбу заняться немного младшим братом.

Он просит составить ему компанию, мне нужно время доделать домашнюю работу. Даша смотрит фильм на планшете. И да, конечно, она не обязана. Или как?

Я всегда думала, что строгость в воспитании — атавизм. Что все печальные истории о детстве, вернее о его отсутствии, рассказанные моей бабушкой (старшей в семье с семью детьми), ушли в прошлый век и смыты стоковыми водами времени, как отходы несовершенного уклада жизни наших предков. Шестеро младших братиков и сестричек... Я запомнила все имена моих родственников, сложное отношение к которым жило в душе моей бабули до самой смерти. Все бранные слова я выучила из ее автобиографии, в которой даже растения становились частью страданий. То ее крапивой высекли, то дубцом, а лебеду бабуля на суп собирала, ноги же репейником исколола, когда по оврагу кого-то из своих подопечных искала. Мамка ж наказала: “Не найдешь малого — домой не приходи!”

Ну что же я в XXI веке свою доченьку опять в эту пучину ввергну? Я же интеллигентная и прогрессивная мать! Хожу на семинары по гуманной педагогике, знаю, что только любовью можно вырастить из человека — Человека. А потому всегда проглочу любую печаль, найду мудрое решение. Какое? Ой, проще самой все сделать. Вот и вся мудрость.

— Ваша девочка такая забавная, — сказала мне учительница, когда Даша была еще первоклашкой. — Я говорю: “А сейчас будем прописывать буковку Ч”. А Даша встает и уходит. “Куда ты, Дашенька?” — “Что-то мне не хочется больше прописывать буковки”. И так сказала, как отрезала. Я еле упросила ее досидеть до конца урока.

Конечно, мои прадедушка и прабабушка слабо поняли бы предмет разговора. И уже тащили бы и крапиву, и дубец. Но — прошлый век! Стоковые воды. Все поглотил мировой океан. И я объясняю, что Дашенька посещала садик Монтессори, где они делали только то, чего душенька просила, и ходили в любом направлении. И это неплохо! По этой системе можно вообще в школу в девять лет идти, когда интерес к знаниям проснется, а она шестилетка — вот и не хочет.

С каждым годом я все больше сомневаюсь в том, правильно ли я понимаю Монтессори и современные гуманные методики воспитания. Даже, покаюсь, завидую своим “прапра”. У меня самой, если честно, есть парочка личных историй — про скакалку и попу.

Но я дышу, считаю до десяти, и вместо одного взмаха опять тысяча слов про взаимопомощь в семье, про ответственность, про то, как нужно выручать друг друга. И чувствую себя птичкой под взглядом ленивого кота, в образе которого предстает передо мной дочь. Сейчас вот я дочирикаю, она перевернется на другой бок и сладко задремлет.

Да, это один из немногих случаев, когда я недовольна своим ребенком. В другие дни дочь бывает намного лучше. И я могу хвастаться и рассказывать тысячу и одну сказку из нашей волшебной жизни. Но если ей неохота — это как ответ на все вопросы. Неохота — это священное нечто, чему Даша поклоняется, как божественному знаку.

И мне уже начинает казаться, что это же я не права. Чего забросила на дно свое собственное “неохота”. У меня для него столько поводов есть! Как извлеку однажды! Но сколько бы я ни грозилась, никто не верит уже. Не чувствуют в моем “неохота” силы. Сама виновата, запустила его, убила.

Проще было бы оставить эту историю внутри семьи, на людях-то мы в красивом появляемся.

Но это не только мое больное, точно знаю. Вот и делюсь мыслями.

И знаете, о чем иногда еще думаю? Вот на ремне и розгах не одно поколение выросло. А как еще эти гуманные эксперименты пройдут, неизвестно...

А что вы по этому поводу думаете?

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter