Необжитые перекрестки Шелкового пути

В Астане завершился форум «Евразийская экономическая перспектива»

У ЧИНОВНИКОВ небольшого ранга есть один существенный недостаток: любят вслед за политиками повторять декларации. Хотя их задача — наполнять документы конкретным содержанием. Такой подход просматривается иногда к вопросу сопряжения ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути. Лидеры Евразийского экономического союза и Китая свое слово сказали. Время создавать общие принципы проекта, разрабатывать направления деятельности. К сожалению, идей пока маловато. А те, что появляются, нередко оторваны от жизни. 

В Астане завершился форум «Евразийская экономическая перспектива», посвященный вопросам сопряжения ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути.  Прозвучало немало веских заявлений в поддержку сотрудничества Евразийского экономического союза и Китая. Говорилось о предпосылках создания «Большой Евразии» от Лиссабона до Владивостока и от Мурманска до Анкары, Дели и Шанхая с перспективой включения в этот мегапроект заинтересованных стран Юго-Восточной и Южной Азии.

Слова хорошие и правильные. Но так ли просто воплотить их в реальные да еще такого масштаба дела, какие возможны трудности на этом пути?

Напомню: идею строительства нового Шелкового пути, торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях, который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, глава КНР Си Цзиньпин выдвинул еще в 2013 году. В мае лидеры России и Китая приняли совместное заявление о состыковке проектов ЕАЭС и экономического пояса Шелкового пути. По сути, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающий общее экономическое пространство на всем Евразийском континенте.

Сейчас обе стороны знают, что нужно делать, в каких областях возможно  сопряжение, где оно выгодно России, где другим членам ЕАЭС, а где китайцам. Но не сформировано общее понимание того, как делать, пока идут дискуссии. Одни считают: состыковать оба проекта будет несложно, потому что они территориально близкие, хотя это не так.

ЕАЭС  имеет явно выраженную интеграционную природу, это союз стран, добровольно объединившихся, чтобы совместными мерами регулировать экономическую деятельность на общей территории.

Экономический пояс Шелкового пути в первую очередь предполагает расширение инвестиционной деятельности в транспортно-логистической сфере. Возможные недоразумения при сопряжении надо согласовать заранее, иначе они не дадут возможности развиваться конкретным направлениям интеграции.

Некоторые специалисты считают: на территориях, где два проекта будут пересекаться, могут быть созданы зоны свободной торговли, введены особые условия налогообложения, уменьшены налоговые пошлины, созданы особые условия для учреждения предприятий. Звучит заманчиво. Но пойдут ли на это конкретные государства? Ведь в таких случаях неизбежны потери для бюджета. 

Есть даже предложения о создании на территории экономического пространства ЕАЭС и Китая единой валюты. Не слишком ли круто? Это ведь не ЕС с похожим укладом жизни. Пока не просматриваются общие деньги даже в Евразийском экономическом союзе.

Беларуси стоит заранее определить возможные преимущества и  риски предстоящего сопряжения. Сейчас значительная часть наших грузов в Юго-Восточную Азию направляется морем. Если улучшится ситуация с транспортировкой по железной дороге, надо подсчитать, насколько это выгодно. Не стоит забывать и об обратной стороне медали. Товары с Востока уже сейчас создают огромную конкуренцию отечественным производителям. Если транспортный коридор расширится, превратится в этакую безразмерную черную дыру, их может стать еще больше. Это не лучшим образом отразится на белорусских предприятиях.

Как бы то ни было, лидеры свое слово сказали. Рядовым чиновникам не надо их повторять, а садиться за черновую работу.

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?