Необычайные приключения Ганса из "Люфтганзы"

Личный пилот Гитлера "мотал срок" в подмосковных лагерях Три года назад немецкий журнал "Шпигель" опубликовал трофейные фотографии военных лет некоего американца Герберта Гоэра.
Личный пилот Гитлера "мотал срок" в подмосковных лагерях

Три года назад немецкий журнал "Шпигель" опубликовал трофейные фотографии военных лет некоего американца Герберта Гоэра. Журналистам американец рассказал, что в составе оккупационных войск служил в Мюнхене, и зимой 1945-го ему в руки попался личный пилот Гитлера Бауэр. Тот все без утайки рассказал сержанту артбатальона армии США и передал тому 16 жестяных коробок с фотографиями из частной, неафишируемой жизни Адольфа Гитлера. Сержант передал архив начальству, а одну коробку присвоил. И вот редкие кадры всплыли и оказались на страницах "Шпигеля".

Так бы и бронзовела эта версия, если бы публикация не попалась на глаза сотруднику подмосковной милиции Александру Тарасову. Надо заметить, есть у Александра Дмитриевича необычное хобби. В свободное от службы время он потрошит пыльные архивы, подшивки и папки старых дел. Тарасов - автор многих серьезных работ по истории отечественной милиции и криминала. И надо же было такому случиться, что примерно в это же время он поставил последнюю точку в собственном расследовании "дела Бауэра".

Так вот. Никаких контактов с простым парнем из Теннесси у личного пилота фюрера не было и быть не могло. И где ушлый сержант взял эти пленки - точно неизвестно. Зато теперь достоверно известно, что Ганс Бауэр был захвачен в плен бойцами передовых советских частей, штурмующих Берлин. И вплоть до 1955 года он был "гостем" Подмосковья. В том смысле, что как военнопленный сидел в одном из здешних лагерей, а потом в Бутырке. Нам эта история интересна по двум причинам. Во-первых, человека, более близкого Гитлеру и более высокого ранга в наших подмосковных лагерях не было. А во-вторых, Ганс Бауэр был свидетелем последних часов жизни Гитлера, рейха, и его наблюдения, возможно, представляют определенный интерес. К тому же полезно понаблюдать за поведением вчерашнего сверхчеловека в тех условиях, которые он готовил другим. Вот что удалось узнать Александру Тарасову.

Ганс Бауэр родился в семье почтового чиновника. Во время первой мировой войны - в ноябре 1915 года - стал летчиком. В 1926 году - "Люфтганза" и вступление в НСДАП. Работает на линии Берлин - Мюнхен. Среди пассажиров - будущие партийные бонзы нацистской Германии, в частности - Гиммлер. Когда Гитлер вел свою предвыборную кампанию в 1932 году, он впервые применил агрессивный "пи-ар" - назначил несколько десятков масштабных мероприятий практически по всей Германии. Запланированные многотысячные митинги, факельные шествия шли в самых разных городах порой с разницей в несколько часов. И он должен был успеть всюду. Для этого впервые была использована авиация - арендовали самолет. А в качестве пилота ему порекомендовали Бауэра, истинного арийца.

Гитлер на выборах победил и молчаливого толкового летчика не забыл. В 1934 году Ганс Бауэр получает предложение стать личным пилотом нового рейхсканцлера и сформировать правительственный авиаотряд. Начинается стремительное продвижение сына почтового чиновника по ступеням нацистской иерархии. Последняя ступенька - звание обергруппенфюрера войск СС и охранной полиции.

Впрочем, поначалу все складывалось куда как хорошо. У него прекрасная жена Мария, трое славных детей, старушка мать. Он - Ганс Бауэр - личный пилот вождя всех немцев! А ведь все могло выйти совсем по-другому! И тогда фронт, Ла-Манш. А "Мессершмиты" тоже горят будь здоров. Боже, покарай Англию!

Из допроса арестованного по делу N 3918

: "- Когда и при каких обстоятельствах вы вступили в НСДАП?

- В 1926-м и в предыдущие годы я часто посещал в Мюнхене предвыборные собрания, на которых выступали ораторы различных партий. На этих собраниях я неоднократно слышал речи Гитлера. Программа гитлеровской партии и сама (его) личность импонировали мне. И после одного из таких собраний в 1926 году я принял решение вступить в партию.

- Где и когда вы лично познакомились с Гитлером?

- Я был старшим пилотом "Воздушной Ганзы" (здесь и далее в протоколе допроса дается дословный перевод названия фирмы. - Авт.) и славился профессиональным мастерством. В марте 1932 года из управления "Воздушной Ганзы" я был послан в Коричневый дом, где впервые лично разговаривал с Гитлером. Он хотел использовать самолет для того, чтобы успеть выступить на предвыборных собраниях в различных городах.

- Почему именно вы были направлены к Гитлеру?

- Потому что я был лучший пилот "Воздушной Ганзы". Кроме того, мне приходилось ранее возить в качестве пассажиров Гиммлера, Р„ма, Эссера, которые знали меня и как члена НСДАП. Именно поэтому он меня и пригласил".

Сидя в камере для допросов, Ганс о своих летных делах вспоминал с удовольствием. Рассказывал, что до войны установил несколько рекордов на дальность полетов, что был лучшим летчиком "Люфтганзы" с безупречной репутацией. Даже предлагал сержанту Виноградову использовать его, Ганса, как инструктора, который, дескать, многому мог бы научить советских пилотов. Менее охотно обергруппенфюрер говорил о своих эсэсовских чинах и наградах.

Из допроса арестованного по делу N 3918

: "- Когда вы вступили в СС?

- В 1933 году по приказу Гитлера я был принят в члены общих СС.

- Почему?

- Гитлер хотел видеть меня как своего пилота в форме СС. До этого я имел только голубую форму "Воздушной Ганзы".

- А почему вы в 1934 году ушли из "Воздушной Ганзы"?

- Гитлер поручил мне сформировать правительственную авиаэскадрилью. В связи с этим я с 1934 года был подчинен только ему. И тогда же, с 1934 года, я стал командиром правительственной эскадрильи и личным пилотом Гитлера.

- Когда и почему вас приняли в полицию?

- В то время в Германии не было имперского воздушного флота. И потому личный состав правительственной эскадрильи должен был быть в финансовом отношении придан какой-нибудь из имперских организаций. На этом основании я и еще 9 летчиков были приняты в полицию. Я был произведен в чин майора охранной полиции".

Генеральское звание Бауэр получил уже в самом конце войны, когда от разрывов русских снарядов будут дрожать плиты Александерплац и стены рейхсканцелярии. Работы станет очень много. Пилоты правительственной авиаэскадрильи эвакуировали из Берлина архивы Гитлера и СС, увозили награбленные ценности и высших партийных бонз. Но, ежедневно находясь рядом с Гитлером, он не мог и не хотел верить, что это конец всему. Ведь он так часто видел, как лучший из немцев переламывал любую ситуацию в свою пользу и пользу Германии, как полмира приходило к нему на поклон.

Из допроса арестованного по делу N 3918

: "- Имел ли Гитлер еще пилотов, которые обслуживали лично его?

- Нет, он летал исключительно со мной.

- Когда Гитлер летал с вами в последний раз?

- Последний раз я летал с Гитлером на самолете "Кондор" в декабре 1944 года при перебазировании Верхней ставки из Ротенбурга в Берлин. Гитлер выехал далее на Западный фронт поездом.

- Когда Гитлер вернулся в Берлин?

- В начале января 1945 года и оставался там до последних дней. В это же время я сам вернулся из Мюнхена, где был в течение 10 дней у своей семьи.

- Когда и куда вы летали с Гитлером в 1934 году?

- По приглашению Муссолини Гитлер выехал в Рим. Он ехал поездом, а я летел на самолете следом. Кроме того, он много перемещался по Германии. И всегда, независимо от того, ехал ли он на автомобиле или поезде, я всегда должен был следовать за ним - Гитлером - на самолете.

- А в войну?

- Во время боев во Франции я летал с Гитлером в Париж, Лион и другие города. Там фюрер проводил смотры войскам и совещался с генералами. После окончания боев во Франции мы вернулись в Берлин. А во время войны с Россией Гитлер... лето 1941 года провел в Виннице. Оттуда я летал с ним в Николаев, Херсон, Сталино, Запорожье, Смоленск и в район озера Ильмень. Главная ставка находилась в г. Ротенбурге, откуда я вылетал с Гитлером в различные города России. В связи с 70-летием Маннергейма я летал с Гитлером в Финляндию. Кроме полетов за границу, он много передвигался внутри Германии".

Последняя воздушная ниточка, связывающая Берлин с островками нацистского сопротивления, была порвана - назначенный вместо Геринга командующий ВВС Грейм едва не погиб, попав на бранденбургском шоссе-"взлетке" под сильнейший артогонь. Его вывезла на своем самолете знаменитая Ханна Рейч. Больше в Берлин никто прилететь не мог. Кольцо окружения захлопнулось. Бауэр вместе с другими приближенными сидел в приемной Гитлера, когда тот вышел и сказал присутствующим

: - В Берлине будет проведена решающая битва - или победа, или поражение. И я остаюсь здесь...

В пятом часу вечера 30 апреля 1945 года Гитлер пригласил Бауэра в личные покои, расположенные в бомбоубежище. Это было последнее убежище, откуда окружение Гитлера, собственно, уже и не выходило. Гитлер сказал тогда

: - Я хочу с вами попрощаться. Благодарю за долгую службу... Надо иметь мужество сделать и для себя вывод. Я заканчиваю.

Потом Гитлер отошел в глубь кабинета. Вернулся. Голос его внезапно окреп, стал чуть похожим на прежний

: - Русские стоят уже несколько дней на Потсдамской площади. Я боюсь, что они обстреляют нас усыпляющим газом, чтобы взять живыми в плен. Мы изобрели такой газ, и он сейчас есть у русских. Он усыпляет на 24 часа человека... Генералы предали и продали меня, и я больше не могу.

Гитлер снова отошел в глубь кабинета и затих там. Его личный пилот постоял немного и неслышным шагом вышел вон. Он был совершенно потрясен.

После этого Ганс Бауэр пошел собирать личные вещи, а когда через 2 часа вернулся в бомбоубежище, обратил внимание на то, что в бункере открыто курят. При Гитлере это было категорически воспрещено.

- Уже все кончено? - спросил Бауэр.

- Да, все кончено, - ответил ему кто-то. И пояснил: - Застрелился из армейского пистолета.

Вечером следующего дня Ганс Бауэр вместе с группой Бормана пытался прорваться на танках СС через кольцо окружения. Они метались по центру Берлина до глубокой ночи. Под утро Борман со своими людьми двинулся в сторону Цигельштрассе, а Бауэр с адъютантом и другими офицерами попытался через Фридрихштрассе прорваться к железнодорожному вокзалу. Там он был тяжело ранен и попал в плен. Советский, а не американский плен.

Почему же на этом все не закончилось и дело Бауэра возникло вновь весной 1950 года? Сидя в подмосковном лагере для военнопленных, генерал Бауэр, что называется, продолжал ворчать. Он публично сожалел, что не попал в плен к американцам, игнорировал все мероприятия советской лагерной администрации и комитета немецких антифашистов. Более того, он пенял этим самым антифашистам на то, что они изменили национал-социализму, собирал вокруг себя военнопленных, призывал их держаться. Говорил, что скоро их всех отправят на родину, потому что "с Запада подул свежий ветер". Говоря о будущем Германии, убеждал в том, что стране нужно идти своим путем, а не "с этими демократическими странами".

Те, кто находился вместе с ним в лагере, в частности военнопленный Вольфганг Левек, отзывались о нем как "об убежденном нацисте и преданнейшем слуге Гитлера". Когда в лагере показали фильм "Падение Берлина", Бауэр публично заметил, что Гитлер внешне похож, но никогда не был таким истериком, каким его показали. Геринг и Геббельс вообще показаны для смеха. Они никогда не были такими на самом деле...

После фильма Бауэр совсем свихнулся. Бранил нацистов, которые отреклись от членства в НСДАП - "стали на путь предательства", бранил армейских генералов - "предали Гитлера - человека доброго, простодушного и доверчивого", бранил администрацию лагеря и Советский Союз в целом - "говорят, что германская армия чинила зверства и злодеяния, а это сплошная ложь". В результате все это обернулись "делом N 3918".

27 марта 1950 года.

"Рассмотрев поступившие в УМВД МО материалы о преступной деятельности Бауэра Ганса, я нашел, что военнопленный генерал-лейтенант войск СС подозревается в преступлениях, предусмотренных статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года. Мерой пресечения способов уклонения от следствия и суда Бауэру Гансу избрать содержание под стражей.

Сержант Виноградов".

В тот же день было выписано постановление на арест, которое утвердил начальник УМВД МО генерал-лейтенант Н.Богданов.

Из допроса арестованного по делу N 3918

: "- Как член НСДАП вы имели партийные награды?

- Я имел высшую партийную награду - золотой значок НСДАП.

- За что вы его получили?

- Я получил его потому, что являюсь старым членом нацистской партии, имел партийный билет с номером ниже стотысячного. У всех функционеров НСДАП - обладателей партийных билетов с номерами до ста тысяч - был такой золотой значок.

- В каких отношениях вы были с Гитлером и другими членами правительства?

- С Гитлером и другими членами германского правительства я был в дружеских отношениях. Как хорошего летчика и личного пилота Гитлера меня везде хорошо принимали.

- Как вы относитесь к Гитлеру?

- Я твердо убежден, что Гитлер - лучший вождь немецкого народа.

- Нас не интересуют ваши политические взгляды. Вы желаете чем-либо дополнить свои показания?

- Если моя деятельность при Гитлере по советским законам является наказуемой, то хотел бы просить принять во внимание, что я уже 3 года и 7 месяцев просидел в тюрьме, страдая морально и физически".

Непосредственно на суде военного трибунала, где председательствовал генерал-майор юстиции Горячев, Бауэр сказал, что, мол, не знал, что "восточный вопрос" из "Майн кампф" Гитлера означает оккупацию СССР. Он также объявил, что не совершал ничего преступного, просто был летчиком и добросовестно выполнял свои обязанности. "У меня в Германии жена и дети. Прошу меня оправдать и отправить в Германию..." Вместо этого трибунал посовещался и приговорил Ганса Бауэра "к заключению в исправительно-трудовых лагерях сроком на двадцать пять (25) лет".

В поданной кассационной жалобе Бауэр еще раз заявил, что не имел ничего общего ни с охранной полицией, ни с войсками СС. А еще и пригрозил: "Дайте мне свободу, и я буду вам благодарен. Если же вы меня все-таки оставите здесь, о моем осуждении узнают все мои широкие круги знакомых в европейских государствах с большим возмущением, так как они все знают, что я никак не мог быть военным преступником".

Военная коллегия Верховного суда СССР приговор от 31 мая 1950 года в отношении Ганса Бауэра оставила в силе, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

P.S. 28 сентября 1955 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР Ганс Бауэр был досрочно освобожден и репатриирован в Германию. Точнее, во вновь созданную Федеративную Республику Германию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter