Необходим взвешенный и мудрый подход

Президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко провели в Кремле заседание Высшего госсовета Союзного государства. Но сперва два лидера в течение трех часов беседовали “один на один”.

Интрига переговоров была связана не столько с вынесенными на ВГС вопросами, сколько с возникшими в последнее время между двумя странами нерешенными проблемами в энергетической сфере. Накануне встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина было объявлено о введении Россией с 1 января 2007 года экспортных пошлин на поставляемую в Беларусь нефть в размере 180 долларов за тонну. К тому же до сих пор остается несогласованной цена на газ для Беларуси. Накопился и ряд других проблем.
После переговоров Александр Лукашенко заявил, что “мы вроде бы нашли ту нить, за которую мы можем уцепиться. Думаю, в ближайшее время мы сможем снять очень многие вопросы, которые были так тяжелы для нас. Поэтому мы так долго вели переговоры”. Владимир Путин в свою очередь отметил, обращаясь к белорусскому лидеру, что “рад установившимся между нами регулярным, прямым контактам”.
Больше официальных комментариев не было, если не считать слова Александра Лукашенко о том, что главы государств не намерены “выносить “за скобки” вопросы о Конституционном акте и единой валюте, над которыми идет тяжелая, но плодотворная работа”.
Характерным является тот факт, что после встречи “тет-а-тет” акцент был сделан не на нефтегазовых спорах, а на важнейших элементах строительства Союзного государства. Причем сперва прозвучало о необходимости рассмотрения Конституционного акта как основополагающего документа, а затем о единой валюте как финансовом регуляторе взаимоотношений между союзниками. Если два государства нацелены на интеграцию, то в первую очередь, конечно, обсуждению на высшем уровне подлежат узловые моменты объединительных процессов, а не детали, относящиеся к сфере субъектов хозяйствования. Тем более что решение любых проблем возможно лишь в русле общей белорусско-российской стратегии.
Между Беларусью и Россией создано единое таможенное пространство, идет унификация законодательств, делаются шаги по созданию равных условий для граждан наших двух государств, осуществляется свыше двух десятков совместных программ, налажено сотрудничество в военной и правоохранительной сферах. Конечно, критика медленных темпов интеграции во многом справедлива, но это не значит, что завтра надо во что бы то ни стало форсировать события. Страны должны быть готовы к более глубокому объединению. Здесь необходим взвешенный и мудрый подход, учитывающий не только поставленные цели, но и особенности каждой из стран. Именно Конституционный акт и призван закрепить права и обязанности союзников, вывести их отношения на правовой уровень. Введение же первоначально единой валюты, а в этом пакете идет и приватизация белорусских госпредприятий, несущих огромную социальную нагрузку, может привести к процессам, которые будут далеки от провозглашенных высоких идеалов.
Путь к Союзному государству — это не изъезженная веками дорога, а прокладка новой на постсоветской территории магистрали. И здесь нужно учитывать все нюансы...
На прошедшем в Москве заседании Высшего государственного совета утверждены бюджет Союзного государства на 2007 год, Программа согласованных действий в области внешней политики государств — участников Договора о создании Союзного государства на 2006—2007 годы, подведены итоги выполнения Программы обустройства внешней границы Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter