Необъезженный маршрут

Снижение логистических затрат до уровня развитых стран позволит Беларуси экономить более $ 2 млрд. ежегодно...

Снижение логистических затрат до уровня развитых стран позволит Беларуси экономить более $ 2 млрд. ежегодно

Такую оценку дал заместитель министра экономики Андрей Тур, выступая на пленарном заседании 5-го Белорусского транспортного конгресса. Неоправданно высокие запасы материалов и комплектующих, избыток продукции на складах, слабая механизация погрузочно-разгрузочных работ и многие другие факторы тяжелым грузом ложатся на себестоимость продукции. Опыт европейских стран показывает, что только за счет оптимизации процесса доставки товара со склада предприятия до конечного потребителя можно сэкономить 15—20 % его цены. По словам Андрея Тура, создание в стране эффективной логистической системы поможет сократить расходы на транспорт на 7—20 %, затраты на погрузочно-разгрузочные работы — на 15—20 %, общие издержки при транзите грузов — на 12—15 %.

По-прежнему остается слабо задействованным и транзитный потенциал Беларуси, в том числе в развитии транспортной логистики. Так, например, транспортная сфера формирует около 7,3 % ВВП, а в структуре услуг составляет чуть ли не пятую часть. «Конечно, отдача от транспорта должна быть более серьезной, — поясняет замминистра экономики. — Те $ 1,5 млрд. положительного сальдо по внешней торговле в прошлом году — небольшая величина для страны с таким потенциалом, как наша». В этом легко убедиться, если оценить опыт наших западных соседей: например, в Латвии благодаря транзитной составляющей формируется более половины всего экспорта услуг. Расклад сил в регионе демонстрируют и исследования международных организаций. Так, по индексу эффективности логистики Всемирного банка Беларусь занимает на сегодняшний день 74-е место. Это ниже, чем у Латвии и Литвы, находящихся на 55-м и 65-м местах соответственно. Впрочем, в этом авторитетном рейтинге мы заметно обходим наших партнеров по СНГ — Украину с ее 110-й строчкой и Россию со 119-й.

Что предстоит сделать, чтобы подтянуться к странам Балтии? «В первую очередь необходимо усовершенствовать законодательство, уменьшить количество формальностей во внутренних и пограничных терминалах, упростить условия получения всевозможных разрешений и сертификатов», — перечисляет только некоторые из мер министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо. Одно из направлений — более активное применение на пограничных переходах современных электронных технологий, что позволит уменьшить время таможенного оформления.

Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк сообщил, что в настоящее время через белорусские пункты пропуска в сутки может проехать около 20 тысяч автомобилей, хотя в дни пиковых нагрузок их количество увеличивается до 28—29 тысяч. Специалисты ГТК работают над тем, чтобы к 2015 году увеличить пропускную способность до 35 тыс. авто в сутки. Один из способов ускорить пересечение границы —предварительное информирование. «С его применением оформляется сегодня более 30 % автомобильного транзитного потока, проходящего через Беларусь», — заметил Сергей Борисюк. Успешной оказалась и практика внедрения электронного декларирования: с использованием этой технологии сегодня вывозится практически весь объем экспорта страны.

Безусловно, создание Таможенного союза расширило возможности трех стран по перемещению грузов. «Упразднение транспортного и иных видов контроля на внутренних межгосударственных границах участников объединения сыграло свою положительную роль»,—подчеркнул Иван Щербо. По его данным, в этом году количество поездок грузовых автомобилей, принадлежащих иностранным перевозчикам, возросло более чем на 21 %, в то время как раньше ежегодный рост не превышал 15 %.

В сфере транспорта и логистики особенно ярко проявляется необходимость международного, особенно регио­нального, сотрудничества. И тот интерес, который проявили к конгрессу зарубежные партнеры, — лишнее тому подтверждение. В этом мероприятии приняли участие представители транспортной отрасли Литвы, Латвии, России, Украины, Австрии, Германии и других стран. Классическим примером эффективного взаимодействия стал, пожалуй, международный контейнерный поезд «Викинг», еженедельно курсирующий по маршруту Клайпеда—Минск—Ильичевск. Границу между Европейским союзом и Беларусью этот поезд пересекает всего за полчаса, а расстояние от Балтийского до Черного моря он покрывает в течение двух суток. Неудивительно, что количество перевозимых контейнеров постоянно растет. По данным вице-министра транспорта и коммуникаций Литвы Арунаса Штараса, в первом полугодии нынешнего года объем перевозок «Викингом» увеличился почти на 62 % по сравнению с таким же периодом 2010-го. «Этот опыт мы пытаемся использовать, организуя контейнерный поезд до Москвы. Думаю, что до конца года этот проект заработает и обеспечит потоки товаров дальше по центру России до Казахстана и Китая», — обозначил перспективы представитель Литвы. Большие надежды возлагаются странами-участницами и на проект по созданию транспортного коридора Восток—Запад. Речь идет о том, чтобы обеспечить эффективный грузопоток между двумя крупными центрами мировой торговли — ЕС и Юго-Восточной Азией.

В структуре доходов Беларуси от использования транзитной инфраструктуры большую часть сегодня занимают платежи за услуги по терминальной обработке грузов, подчеркнул в своем выступлении министр транспорта и коммуникаций республики Иван Щербо. Вторые по значимости для бюджета — услуги от транзитных перевозок железнодорожным транспортом, третье место у автомобильных перевозчиков и организаций придорожного сервиса. Тем не менее транспортно-логистических центров, способных оказывать полный комплекс услуг, крайне недостаточно. По информации Андрея Тура, в стадии строительства сейчас 41 такой объект, из них 25 определены программой развития логистической системы до 2015 года, а 16 проектов — дополнительные. Наибольшее количество — 22 центра — строится в Минской области, 7 — в Брестской, по 4 — в Витебской и Гродненской, по 2 — в Гомельской и Могилевской областях. Замминистра экономики напомнил, что 9 августа 2011 года принят Указ № 347, который освобождает владельцев логистических центров от уплаты НДС при растаможивании и отправке грузов в третьи страны. Этот нормативный акт направлен прежде всего на создание конкурентных преимуществ для предприятий в рамках Таможенного союза. Кроме того, сейчас прорабатываются изменения в Указ № 450 от 1 сентября 2010 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», принятие которых упростит требования, предъявляемые к владельцам транспортно-логистических центров при оптовой торговле и хранении подакцизной продукции.

Цифры в тему

По рельсам и асфальту

Объем международных грузовых перевозок в Беларуси за первое полугодие 2011 года вырос на 21,6 % по сравнению с таким же периодом 2010-го и достиг 55,9 млн. тонн, сообщает Белстат. Речь идет о всех видах транспорта, кроме трубопроводного.

В этом году спрос на железнодорожные перевозки рос более высокими темпами: на 22,1 % к аналогичному периоду прошлого года. В Белстате напоминают, что годом ранее темп роста составил только 5,3 %. В то же время автомобильные перевозчики развиваются не столь динамично: рост на 14,5 % против 21,5 % по результатам января — июня 2010-го.

На железнодорожный транспорт приходится 93,9 % объема перевалки в международном сообщении. При этом около 70 % грузов, перевезенных белорусской чугункой, задействовано во внешней торговле. Почти половина международных грузов на железнодорожном транспорте — это транзитные перевозки, ставшие серьезным источником доходов и валютных поступлений. Объем операций с такими грузами растет: до 26 157 тыс. тонн в январе — июне 2011 года по сравнению с 23 155,3 тыс. тонн за такой же период годом ранее. В целом объем перевезенных транзитных грузов в первой половине 2011 года увеличился на 13 %.

По рельсам белорусской чугунки в январе — июне 2011-го вывезено международных грузов на 31 % больше, чем в прошлом году, ввезено в страну — на 36,6 % больше.

В общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом только 4,2 % — международные. Их объем за январь — июнь текущего года вырос на 14,5 %. В международном грузовом сообщении на автомобильный транспорт приходится 6,1 % перевозок.

Объемы перевозки международных грузов воздушным транспортом несколько снизились, но ввиду незначительной доли авиасообщения в общем объеме услуг по перемещению грузов существенного влияния на показатели в целом это не оказало.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter