В ЕC не понимают: если перекрыть России импорт, то ей не нужна будет европейская валюта

Ненужные деньги

А может, еврочиновников отправить подучиться экономике? Что-то с этим предметом у них большие проблемы. Вот председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен выглядит разумной женщиной, в юности слушала лекции в Лондонской школе экономики. Возглавляла социальные министерства в родной Германии, была министром обороны. Видимо, подзабыла экономические науки, которые ей преподавали более 40 лет назад. Бывает. Иначе госпожа фон дер Ляйен понимала бы всю несуразность очередного пакета санкций, который она от имени Европы озвучила во вторник. Нельзя поставлять в Россию квантовые компьютеры, транспортные средства и ряд других товаров, а также введены ограничения против транспортных компаний — и морских, и сухопутных. Но для энергоносителей калитку оставляют открытой. Газ Европе нужен. А нужно ли России его в таких объемах туда поставлять?


У России сегодня проблема не в валюте, а в ее избытке. Институт международных финансовых организаций озвучил такое мнение. По их оценкам, положительное сальдо платежного баланса России в этом году может составить 200—300 миллиардов долларов. Аналогичные оценки дает и Bloomberg. В этом году Россия получит от экспорта энергоносителей на 40 процентов больше, чем в прошлом. Санкции санкциями, но количество танкеров в российских портах не уменьшается, говорят в своем обзоре эксперты IIF. Несмотря на всю риторику европейских политиков, прокачки газа в этом году тоже рекордные. Как и цены на голубое топливо.
Все угрозы отказаться от российских ресурсов — волюнтаризм европейских популистов.
Россия поставляет в ЕС 150 миллиардов кубометров газа — около 40 процентов европейского потребления. И чем такие объемы заместить? 

Американским СПГ? Милости просим. Сколько Байден обещал привезти по морю? 15 миллиардов кубов? Сопоставимые цифры. Норвегия официально заявила: их скважины уже работают на пределе мощности. Но обещали увеличить добычу на… 1,5 миллиарда кубических метров. Катар на переговорах с немецкой делегацией констатировал: никаких объемов сверх существующих предложить не может. 

Да, можно расчехлить угольные станции. Но доля российского угля в Европе тоже составляет более 40 процентов. Однако против него хотят наложить санкции! Попахивает маразмом. 

Допустим, людей еще можно попросить (точнее — заставить) потерпеть, купить свитера, отключить отопление… Европейцам же нужна бодрящая температура в комнатах. Благо до тепла недалеко. Но проблема-то в другом: около половины газа используется в промышленности. Сидеть в холоде и без работы — совсем грустная история. Так из экономического центра Европе недолго превратиться в депрессивный регион. Как бы обратно в Африку и на Ближний Восток миграция не пошла. С экономикой в этом регионе тоже не очень хорошо дела обстоят, зато климат более приятный, зимы мягкие… 

А если без сарказма, то сколько бы ни обсуждали в ЕС тему отказа от российских энергоносителей, ничего не придумают. По крайней мере, в ближайшие годы. Но остается загадкой, зачем тогда своего ключевого поставщика животворящей энергии целенаправленно долбить санкциями? Отдельное извращение — ограничение на работу нефтегазовых сервисных компаний в России. Мол, чтобы восточные супостаты не смогли свои вышки и другое оборудование достойно обслуживать. Во-первых, инженеры еще не перевелись на славянском пространстве. Во-вторых, с одной стороны, рассчитывать на российский газ, а с другой — убивать эту же индустрию. Это даже не по-гусарски, а по-идиотски. 

Словом, спрос на российские энергоносители есть. И по хорошей цене. Да, из-за санкций Urals стоит на 20 процентов дешевле Brent. Но за счет роста котировок средние цены этого года все равно на 40 процентов выше, чем в 2021 году. Но самое интересное в отчете IIF — рекордный приток валюты в Россию он прогнозирует не только из-за высоких сырьевых цен, но и падения импорта до 50 процентов. И это еще оценки до нового пакета санкций. Собственно говоря, профицит платежного баланса и раньше был определенной проблемой. В прошлом году он составил 122 миллиарда долларов. Но Москва имела возможность их инвестировать на международных финансовых рынках, формировать подушки безопасности. Нынче эти возможности им санкции почти полностью исключили. И что делать сегодня с лишними 200—300 миллиардами, приток которых планируется по итогам года? Уже сегодня по большому счету избыток долларов и евро становится для финансовой системы России не счастьем, а проблемой. На них уже сейчас купить особенно нечего. А Европа с США продолжают суживать ассортимент, обсуждая очередные пакеты санкций. А не рассматривают ли умные политики — враги собственной экономики, что Россия просто сократит поставки? За их пустые бумажки. У меня в настольной игре «Монополия» тоже деньги есть. Красивые!!! Только купить за них ничего, кроме игровых фишек, нельзя. Скоро евро можно будет тоже использовать только в забавах. Платежным средством он постепенно перестает являться. По крайней мере, для России. Тогда зачем ей вообще газ поставлять почти за спасибо? А что будет Европа делать без газа? Подумала бы об этом госпожа фон дер Ляйен. Хотя бы для тренировки интеллекта.

В ТЕМУ

Удар нефтью по Европе

Разваливая энергетический рынок, США наносят прежде всего урон своим союзникам

Америка-то сдулась! Это когда-то она небесспорно, но была экономическим, технологическим лидером. Сейчас у Вашингтона стабильно выработалась стратегия: ничто так не возвышает, как падение других. На днях советник Джо Байдена по национальной безопасности Далип Сингх заявил: цель Штатов — лишить Россию доходов от энергоресурсов! Вот это конкуренция! Надо не самому быстрее бежать, а поставить подножку сопернику. Это тупик. По крайней мере, для Запада в современном его исполнении. Но самое парадоксальное, упорствуя с санкциями против российского энергетического сектора, Вашингтон наносит ущерб в первую очередь не России, а Европе, являющейся вроде бы союзником. Впрочем, в неспортивной борьбе друзей нет. Только враги. 

Современный мир соткан из парадоксов. ЕС находится в весьма жесткой конфронтации с Россией. Но «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» вентили странам Евросоюза не перекрывают. И дело не только в незлобивом славянском менталитете, христианских заповедях (прощать заблудших), а и в прагматизме, который нынче на Западе не живет. Невелика проблема перекрыть энергетический кислород ЕС. Сегодня доходы России намного превышают ее расходы. Особенно в свете санкционных ограничений на импорт. Кроме того, газ и нефть нынче в цене. И покупатель на них найдется. Даже несмотря на все грозные американские санкции. И пока находится. На эти деньги Россия вполне проживет. А вот сколько протянет европейская экономика без поставок ресурсов с Востока? 

Сложный вопрос с неинтересным ответом. Еще до всех запретов Старый Свет лихорадило от энергетического кризиса. Не хватало даже того газа, который был законтрактован. В силу ряда неблагоприятных обстоятельств выбились из энергетической сметы. Ведь последние запасы топлива из хранилищ дожигают. Сегодня с ЕС даже бороться не надо: достаточно чуть-чуть подтолкнуть. Рецессия уже несколько месяцев стоит на пороге европейской экономики. 

Почему, несмотря на все недружественные действия Европы, Россия не наносит ответный удар? Просто он будет слишком разрушительным. Уже сейчас прекращают работу предприятия в Германии, Испании, Франции из-за слишком дорогих энергоносителей. А если еще снизить поставки? Остановить экономику проще простого. Намного сложнее ее запустить. Плавали, знаем. В 1990-х подобный сюжет прошли от начала до конца. Это понимают и в Минске, и в Москве. Как ни странно, не осознают в Брюсселе, Берлине, Париже… Проблески есть, но они слишком слабы, чтобы развеять тучи славянофобии. Тем не менее, как ни парадоксально, Россия и Беларусь продолжают смотреть на западных соседей не как на врагов, а скорее партнеров, которые ведут себя не совсем корректно (мягко выражаясь) по не зависящим от них причинам. Очевидно: конфликт в Украине закончится. Какими будут отношения ЕС — ЕАЭС, сложно сказать. Но взаимодействие в экономике продолжится. Классика экономического жанра: самые активные внешнеторговые и другие связи налаживаются между соседними странами. Есть исключения из правил, но они слишком редки. И каким бы США ни были союзником ЕС, как бы ни пеклись о его благополучии (лишая ресурсов и создавая проблемы на его границах), но перспектива эффективного экономического взаимодействия все равно лежит по стержню Пекин — Москва — Минск. Такова логика: экономическая, сырьевая, промышленная, логистическая… Да какая хотите. Поэтому Кремль проводит весьма сдержанную политику: разрушить европейскую экономику несложно. Но тогда не с кем будет сотрудничать в будущем. По крайней мере, ближайшем. 

В этом свете заявления Белого дома звучат достаточно странно. Во всяком случае, в отношении Европы. Якобы ее защищая, Вашингтон планирует нанести ей сокрушительный удар, какого не было со времен Второй мировой. Другой вопрос, что намерения Вашингтона могут и не увенчаться успехом. В конце концов, не 1990-е на дворе. Запас прочности у России есть. Европа уже не столь Атлантическая, как была после холодной войны. Да, возможно, нынешний европейский истеблишмент еще привязан к Белому дому: деньгами или шантажом — неважно. Но если кризис в ЕС будет продолжаться, то в президентские, премьерские и канцлерские кресла могут сесть другие люди. С реалистичными позициями. А прагматизм сегодня говорит не в пользу США. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter