Ненужное Отечество

В канун 23 февраля поздравил с наступающим праздником двоих молодых людей. Они ответили, что лично им ничего Отечество не дало, чтобы его защищать и уважать, а тем более отмечать непонятный праздник.

В канун 23 февраля двое молодых рабочих закончили у меня на даче ремонт. Рассчитавшись с ними, поздравил ребят с наступающим праздником - Днем защитников Отечества. В ответ они заявили, что это профессиональный праздник военных, а вовсе не их. Аккуратно озвучил мнение, что все мужчины являются защитниками своего Отечества и сейчас это праздник всенародный. Один из них, не стесняясь, высказался про то, что ему лично ничего Отечество не выделило, чтобы его защищать и уважать, а тем более отмечать непонятный праздник. «Вот моим родителям Отечество дало бесплатную квартиру, а мне никто просто так ничего не дал. Я все своим горбом зарабатываю и зачем мне Отечество и армия эта…» - подчеркнул молодой человек.


Честно говоря, я был обескуражен такой прямотой и просто не смог что-то доказывать. В голову лезли фразы о том, что этих молодых людей воспитывало, учило и лечило государство, о том, что, когда сложно, они обращаются в милицию, скорую помощь, службу спасения и своих детей отдают в садики, ходят с ними в поликлиники, парки, кино, цирк. И вообще, нельзя быть такими непатриотичными и так отзываться о своей Родине... Но все это прозвучало бы как-то неубедительно и чересчур пафосно для людей уже с довольно сформировавшимися взглядами на жизнь. Для меня стало интересно, откуда у этих молодых граждан Республики Беларусь такая убежденная позиция и кто ее им привил? Вот и хочу вместе с вами, уважаемые читатели, порассуждать об истоках такого мировоззрения.


Все рухнуло без СССР


О проблемах современного понимания молодежью гражданственности и патриотизма не писал только ленивый. В основном все сводится к тому, что после развала Советского Союза произошел идеологический провал, деградация целого ряда культурных, духовных и нравственных ценностей. Под гнетом псевдоамериканской идеологии сформировалось общество потребителей, для которого самым важным стали понятия «нахапать денег, урвать кусок и свалить за кордон». Все рассуждения на столь глобальном уровне справедливы, но годятся только для защиты очередной диссертации и не звучат убедительно. В конце концов, граждане маленьких стран не менее патриотичны, нежели жители огромных империй. Да и обвинять США в навязывании культа доллара, который расшатал фундаментализм советской идеологии, - смешно. Да, американцы буквально молятся на доллары, но и заодно являются наиболее патриотичным народом в мире. Это ведь Джон Кеннеди сказал: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей страны». Стоит посмотреть даже их боевик, чтобы получить подтверждение этим словам.


Большинство современных статей, посвященных утрате национальной идеи, гражданственности, идеологии на просторах бывшего Союза, сводятся к тому, что все это было в СССР и безвозвратно утеряно. Исследователи лишь разводят руками, вспоминая могучую армию, великие победы, комсомол, партию, некие вселенские идеи победы социализма во всем мире. К этому добавляются бесплатное высшее образование, "хрущевки", дачные участки, дешевые санатории и вкусная колбаса за два рубля. Но ведь ход истории неизбежен и почему у маленькой Беларуси не может быть своих национальных, не менее важных для нас идеологических столпов? Почему мы не способны гордиться нашей культурой, историей, спортом, успехами соотечественников? Отчего же не может быть своего маленького и любимого Отечества, которому хочется отдавать себя? Эти посылы сейчас активно прививаются государством. Может, не всегда удачно и грамотно, но никогда не поверю, что упомянутым молодым людям в школе, военкомате, среднем учебном заведении или просто во дворе кто-то внушал мысль, что любовь к Родине надо измерять благами, которые она дает.


Семейная позиция


Как отец двоих уже довольно взрослых сыновей позволю крамольную мысль. Мне видится, что убеждения этим молодым людям привили в их семьях близкие родственники. Частенько приходится слышать фразы от людей в возрасте о том, что старое Отечество в лице СССР хорошо тем, что было огромно и многое гарантированно предоставляло. Они утверждают, что тогда человек был уверен в завтрашнем дне. Точнее, уверен в том, что ему все по очереди дадут бесплатно за то, что он будет ходить на работу с 9.00 до 18.00 с часовым перерывом на обед. Принципиально даже не нужно было напрягаться относительно будущего своих детей. О них заботились пионерия, комсомол, партия, армия, завод, великая страна. Детям в итоге тоже давали всего понемногу: садик, спортивную, музыкальную, общеобразовательную школу, профессию, специальное или высшее образование, квартиру, шесть соток, путевку в Крым от профсоюза, хорошую пенсию, больницу и бесплатное место на кладбище. Когда же грянул капитализм и вчерашним детям пришлось все зарабатывать самим, в их семьях появилась воспитываемая убежденность в ущербности нынешнего Отечества, которое перестало все давать бесплатно. Мол, расплодила страна бедных и богатых, все разворовали, во всем обманывают людей и отбирают последние льготы, чиновники потакают бандитам и ворам, нигде не найти правды, а вокруг одна несправедливость, ложь, обман и ничего не дают просто так. Вот эта домашняя обстановка общей обиды, озлобленности, а в итоге зависти стала единственным источником знаний молодых людей о нынешнем Отечестве. Особенно прижилась хорошо в умах тех, кто остановился в своем развитии на уровне восемь классов - штукатур. Вот если бы эти молодые люди поскитались по миру в поисках работы или годами бились в своей стране в закрытые двери и нищенствовали из-за безработицы, их детей не брали в сад или школу, не принимали в поликлиниках, их жутко обидела власть... Нет, у них все путем – ездят на неплохой иномарке, хорошо одеты, получают от клиентов наличную валюту, не платят налоги и просто не могут терпеть свое Отечество. Не удивлюсь, если они еще и за льготный кредит построили себе квартиры в Минске как молодые семьи.


За Веру, Царя и Отечество


Русский историк Карамзин утверждал: «Человек любит место своего рождения и воспитания не за то, что дали ему что-то или нет. Это физическая и моральная привязанность - действие натуры и свойств человека, его великая добродетель». Исходя из позиции некоторых молодых людей в современной Беларуси, Карамзин оказался бы просто идеалистом. И в этом не только их вина. Общепринято, что патриотизм является составной частью существующего общественного сознания, отражающего национальные тенденции в его развитии. Значит, ответа два: либо правильно воспитывать всем миром, либо ждать, когда время все это перетрет. Ждать можно долго, а воспитательную роль традиционно отводят учреждениям образования, армии, средствам массовой информации, творческой интеллигенции, общественным организациям, семье. Может, каждый из этого списка и недорабатывает. А что же Церковь? Ведь именно она в самые сложные времена истории брала на себя роль гуманиста, духовного наставника, пробуждая у людей истинные ценности, в том числе верность Отечеству, любви к Родине. Церковь поднимала народ на борьбу с нашествием Наполеона и ей принадлежит девиз воинства: «За Веру, Царя и Отечество!» Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Люби Отечество земное и Отца Отечества: оно тебя воспитало, просветило, отличило, почтило, всем довольствует….» Значит, на словах Церковь этого не отрицает, но по-прежнему священнослужители ведут диалог со своими прихожанами только через некий ортодоксальный барьер канонов и обрядовых форм. Особенно этот христианский догматизм и оторванность свойственен большим городам. На селе батюшка всегда ближе к народу. Потому, вероятно, в деревне иное и не столь циничное, как в городе, отношение к Родине. Мы знаем религиозные праздники, крещения, венчания, отпевания, просто приходим в церковь помолиться и помолчать. Но мы, а тем более молодежь, не слышим живого, понятного и доходчивого диалога Церкви о таких христианских добродетелях, как патриотизм, долг, достоинство и честь гражданина своей страны…


Думаю, не стоит любой Церкви бояться поступиться канонами и пойти к людям во имя цели, которую высказал стихами Владимир Маяковский: «Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет!» Мне здесь нравится оптимистичное звучание любви к своему будущему Отечеству, а не оплакивание больше политизированного прошлого величия.

Ставлю в своих рассуждениях многоточие и с нетерпением жду ваших мыслей, комментариев и примеров из разных уголков мира.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter