Ненапрасные хлопоты

Тенденции частного подворья

Тенденции частного подворья


Наталья и Сергей Масюк из Дрибинского района живут в деревне Старый Дрибин, почти слившейся с городским поселком. Им всего по 30. Работают на ответственных должностях: он — ветврач, она — заведующая лабораторией районной ветеринарной станции. Воспитывают 8–летнюю Настю и 4–летнего Романа. У них приличное хозяйство — держат корову, свиней, коз, овец, кроликов, кур. На огороде выращивают огурцы, помидоры, капусту. И как только все успевают?


— Встаю каждое утро ни свет ни заря, вот и успеваю, — отшучивается Наталья. — Жить в деревне и не иметь хозяйство — дурной тон. Мало того что самому без работы скучно, так и окружающие лентяями сочтут. Да и для семейного бюджета это, согласитесь, хорошее подспорье.


Кстати, несмотря на то что зарплата у обоих специалистов по нынешним меркам невелика (в среднем выходит по 500 тысяч рублей), в доме полный достаток...


Впрочем, не одни Масюки такие старательные. На весь сельсовет славится подворье Карпенковых. Их усадьба в деревне Михеевка — словно со странички журнала по ландшафтному дизайну: розы, девичий виноград, декоративные кусты. А еще — мостик, арки, беседка, барбекю, столик со скамейками во дворе... Да и хозяйственная часть здесь приличных размеров: пасека, курятник, клетки для кроликов. Крольчатину здесь растят на заказ — для оршанского предприятия по производству детского питания.


Владельцы усадьбы Сергей и Ирина трудятся в управлении сельского хозяйства Дрибинского райисполкома. Без помощи сыновей — старшего Михаила, работающего участковым милиционером, 11–классника Сергея и 9–классника Максима — справиться с хозяйством было бы сложно. А так пару лет назад Карпенковы заложили еще и большой сад, который вот–вот начнет плодоносить. Кстати, деньги, которые будут выручены за яблоки, груши, алычу, уже распределены: пойдут на учебу в вузах среднего и младшего сыновей.


И все же семей, обремененных столь внушительным хозяйством, на Дрибинщине немного. Привычный сельский уклад, формировавшийся поколениями, постепенно уходит из нашей деревни. Не только учителя, бухгалтеры, врачи, чей труд не связан с работой на земле, но и доярки, механизаторы, полеводы все чаще отказываются от больших приусадебных участков, коров и свиней в сарае. Лук, укроп и петрушка на грядке для собственных нужд — вот и все, что можно увидеть сейчас на огородах многих сельских жителей. Зато появились новые, не характерные для сельского подворья атрибуты: вместо овощных грядок — посевы клевера, вместо мотыг и граблей — газонокосилка и скамейки. Пришел с работы — садись и отдыхай...


Молодая учительница белорусского языка Михеевской средней школы Наталья Шевченко работы на земле не боится. У самой — и грядки, и цветы. Благоустроенный участок с оригинальным дизайном. Но все, что там растет, не для пропитания — для души. Педагог считает, что цветы — это удовольствие, а, к примеру, корова — затраты на корм и дополнительная нагрузка. Наталье это ни к чему: зарплаты на жизнь хватает. А большое хозяйство, говорит она, это еще и помеха для основной работы: поддерживать полный порядок и там и тут не у всех получается. С другой стороны, Наталья не понимает и односельчан, не вылезающих из долгов, но не желающих засучить рукава и вырастить хотя бы картошку.


Директор Михеевской средней школы и по совместительству председатель сельисполкома Владимир Кривицкий с грустью констатирует: еще несколько лет назад в Михеевке было 220 коров. Практически каждая семья имела кормилицу, а некоторые — даже по две. Сегодня в частном стаде осталось только 58... И это на 318 домов! Устойчивая тенденция избавляться от «рогатой обузы» наметилась 2 года назад. В этом году поголовье коров у частников уменьшилось вдвое. Если так пойдет и дальше, корова на крестьянском подворье может стать экзотикой.


Почему так происходит? Сельчане называют разные причины: нет мест для водопоя, за деревней лишь одно хорошее пастбище. Когда коровы съедают на нем траву, падают надои. Получается, что даже летом корову надо усиленно кормить дома, а это — опять же труд, затраты... Кроме того, 60 самых трудоспособных михеевских мужиков подались на заработки: кто — в Минск, а кто — в Россию. Не женам же и дочерям заготавливать сено... К тому же возвращаются добытчики, как правило, с хорошими деньгами. Чем самим спину гнуть, проще в магазине молоко купить.


Да и стареет население. К примеру, в соседней деревушке Старое Прибужье остались в основном одни пожилые. Пять лет назад там еще держали 104 коровы, сейчас осталось 8.


Председатель Михеевского сельсовета Виктор Жук работает в этой должности второй год. Считает: молодых хозяев сельских подворий надо заинтересовывать. Не только не брать платы за выпас частных коров на лугах, но и помогать кормами, пастбищами. Мясо и молоко с частных подворий лишними для государства не будут. Особенно сейчас, когда продовольствие повсеместно дорожает. Поэтому в первую очередь на новой должности Виктор Жук занялся окультуриванием пастбищ. А сельчанам, сдающим телят, свиней, в сельсовете стали помогать сеном, соломой, зерном. А тут еще и закупочные цены на молоко и мясо выросли.


Результат не заставил себя ждать: при уменьшившемся поголовье скота сдача молока и мяса выросла.


— Сельчане научились считать деньги, — утверждает председатель сельсовета. — Как только видят выгоду, и коровой обзаводятся, и поля обрабатывают. Если за 7 месяцев прошлого года жители Михеевского сельсовета сдали 149 тонн молока, то в этом — уже 164 тонны, хотя коров на подворьях стало на три десятка меньше. Если за молоко человек получает деньги, равноценные зарплате, и при этом имеет минимум хлопот с кормами и содержанием коровы, он никогда не откажется от хозяйства. И ни за что не променяет сельский уклад жизни на городской...


Компетентно


Елена Драгунова, главный специалист отдела переработки, закупки и качества сельхозпродукции Могилевского облсельхозпрода:


— Держать скот на частных подворьях становится выгодно. Государство повысило закупочные цены на мясо и молоко. Сельсоветы и сельскохозяйственные предприятия выделяют частникам хорошие пастбища, заготовители обеспечивают транспортом. Нет проблем, как раньше, с расчетами за продукцию: за молоко сдатчики получают деньги в течение двух недель, за мясо — в течение пяти банковских дней. Отсюда и результаты: молока в области стали сдавать больше. Особенно выросли его закупки в Белыничском районе — на 26 процентов, в Быховском — на 21, в Славгородском — на 20, в Бобруйском — на 14, в Глусском — на 13 процентов...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter