Немного солнца в тепличной среде

ЦЕНАМ на продукты питания, казалось бы, уже пора перестать удивляться. То засуха, приведшая к неурожаю, то общемировой рост цен на зерновые, то новые таможенные пошлины — словом, в этом году потребитель, устав сетовать на очередное подорожание, оставляет в магазине на порядок больше, чем рассчитывал.

Легко ли сегодня найти на прилавке белорусские овощи?

ЦЕНАМ на продукты питания, казалось бы, уже пора перестать удивляться. То засуха, приведшая к неурожаю, то общемировой рост цен на зерновые, то новые таможенные пошлины — словом, в этом году потребитель, устав сетовать на очередное подорожание, оставляет в магазине на порядок больше, чем рассчитывал.

Но на днях я, мягко говоря, стояла в изумлении на столичном Комаровском рынке перед ценником на помидоры — 60000 (!) рублей за килограмм. Рядом по такой же стоимости лежали свежие огурцы. «Может, продавец ошиблась, ведь через пару прилавков практически такие же овощи продают по 6000—7000 рублей за килограмм?» — с надеждой подумала я.

— Вы посмотрите, откуда мы их привезли, и не удивляйтесь больше. Они же под знойным узбекским солнцем вызрели, — сказала, как отрезала, продавец.

Действительно, на ценнике значилось: Ташкент. Но ведь даже в знойном Узбекистане в это время года помидоры могут быть только тепличные. На открытом воздухе под палящим солнцем они начнут вызревать не ранее чем через месяц-два…

— Глупости, в Узбекистане с его климатическими условиями не может быть в это время спелых помидоров в открытом грунте, — заверил меня заведующий отделением овощеводства защитного грунта и агрохимии РУП «Институт овощеводства» кандидат наук Мечислав Степуро. — Кстати, на днях я вернулся из Москвы, где был в командировке. Там на одном из семинаров прозвучала информация о прошедших по югу России заморозках. Не исключено, что они были и в Узбекистане. Так что сейчас никаких, кроме тепличных, помидоров там быть не может.

Эта история незадачливого покупателя лишний раз подтверждает: не стоит гнаться за импортными овощами и фруктами, в большинстве своем щедро обработанными всевозможными нитратами и пестицидами. Но ведь весной, с первыми лучами солнца, так хочется украсить свой обеденный стол зеленью свежего урожая. Да не просто хочется — организм требует.

К счастью, в пору весеннего авитаминоза «золотые» «узбекские помидоры» скорее исключение. Обычные же в конце этой недели на столичных рынках и в магазинах можно было купить уже по 6—8 тысяч рублей за килограмм. Кстати, сегодня они есть практически в каждой торговой точке: и в столице, и в райцентрах, и даже в деревнях.

— Утром были и помидоры, и огурцы — все наше, белорусское. Помидоры по 8000, огурцы — чуть более 6000 рублей за килограмм. Правда, к вечеру помидоры разобрали, — рассказывает продавец магазина «Продукты» деревни Мышковичи Кировского района Татьяна Лапенкова. — Мы регулярно делаем заявку в райпо, так что перебоев со свежим товаром нет.

А ведь еще несколько лет назад в начале марта свежие огурцы, помидоры, зелень — петрушку, укроп, зеленый лук — можно было найти только в крупных магазинах и кое-где на рынках, да и те привозные. Сегодня ситуация существенно изменилась.

СПРАВКА «БН»

  • По информации Минторга Беларуси, в 2010 году страна закупила (с учетом консервных заводов, которые приобретали сырье для дальнейшей переработки) 25,1 тысячи тонн помидоров и 2,5 тысячи тонн огурцов.
  • Как сообщили в Минсельхозпроде Беларуси, крупнейшие тепличные комбинаты страны за январь-февраль 2011-го вырастили 1473,1 тонны овощей, что составляет 142 процента к аналогичному периоду 2010 года.

— Активно выращивать овощи в закрытом грунте мы начали около десяти лет назад. Но и за это непродолжительное время добились хороших результатов: сегодня у нас множество белорусских сортов как помидоров, так и огурцов, которые дают прекрасный и конкурентоспособный урожай. Нашу продукцию охотно покупают и за пределами республики, — говорит Мечислав Степуро.

Как удалось этого достичь? Решающее слово, как всегда, за технологиями. По словам специалиста, мы перешли на систему капельного полива, то есть подводим воду и вносим питательные вещества буквально к каждому кусту. К тому же каждый год выводятся новые сорта, строятся теплицы.

Однако всякий раз, слыша слово «технологии» в привязке к овощам, начинаю подозревать неладное: неужели и нашу продукцию вслед за импортной обрабатывают различными химикатами, неужели и в ней не останется ничего полезного?

— Бояться нечего, — уверил меня Мечислав Степуро. — Скажу больше: в выращенном в республике огурце меньше добавок, чем в обычной водопроводной воде. А проводя многочисленные исследования, мы обнаружили, что в овощах, удобряемых обычным навозом, в результате оказывается больше нитратов, чем при удобрении «по новой технологии». Так что смело ешьте белорусские овощи.

Слова специалиста подтвердили и в унитарном предприятии «Агрокомбинат «Ждановичи», располагающем крупнейшим в Беларуси тепличным хозяйством — 26,6 гектара. В этом году уже к 23 февраля предприятие поставило в торговую сеть 50 тонн своих огурцов. И все неизменно без вредной обработки.

— Наши овощи выращиваются без обработки химикатами, а в торговлю поступают всегда только свежими. Поэтому по качеству и цене они более конкурентоспособны на белорусском рынке, — говорит начальник производства овощей защищенного грунта агрокомбината «Ждановичи» Вера Трынтова.

В 2011 году предприятие планирует вырастить 16,6 тысячи тонн тепличных овощей, в том числе свыше 11,6 тысячи тонн томатов и около 3,7 тысячи тонн огурцов, что в среднем на 6 процентов больше, чем в 2010-м. Только до конца марта агрокомбинат планирует поставить на прилавки более 500 тонн помидоров.

Но если томаты и огурцы — характерные для климата Беларуси овощи, то болгарский перец прижился здесь совсем недавно. Один из последних сортов, адаптированный к климату Беларуси, вывел Мечислав Степуро. Да так удачно, что теперь фермеров, которые выращивают перец «парнас» (так назвал свое «чадо» Мечислав Францевич), конкуренты и некоторые потребители недоверчиво называют перекупщиками. Еще бы — новый белорусский перец внешне сродни испанскому! Вес одного ярко-красного или оранжевого плода — 200—300 граммов, толщина стенки — 8—9 миллиметров.

— Когда появился этот сорт, кое-кто из коллег подходил ко мне со словами: «Спасибо, вы научили меня есть перец. Раньше я его в рот не брал, а теперь «парнас» чуть ли не любимым овощем стал», — улыбаясь, рассказывает Мечислав Степуро.

За какие-то 10 лет наша страна  успешно освоила выращивание теплолюбивых овощей. В начале весны белорусские помидоры, огурцы, зелень, баклажаны и даже перец в достатке присутствуют в розничной сети. Неужели недалеко то время, когда мы сможем полностью заместить импортные овощи, приправленные пестицидами, родными белорусскими?

— Это сделать будет не так просто, как кажется. Ведь нужно учитывать, что наши производители, чтобы хоть как-то окупить свой тяжелый труд, заинтересованы отправлять товар и за пределы республики. А теперь представьте, сколько нужно производить, чтобы и себя обеспечить, и за рубежом подзаработать. К тому же овощеводство наиболее сложная отрасль сельского хозяйства: и без того трудоемкая, она подразумевает ручной труд. Если на зерновые нужно 2—3 комбайна, то на ту же площадь овощей потребуется 5—7 машин. Впрочем, были бы хорошие и трудолюбивые работники, тогда даже в самом тяжелом деле все станет возможным, — заверил Мечислав Францевич.

Остается надеяться на хороших работников, которые вырастят  очередную партию сочного и полезного урожая. А помидоры по 60 тысяч за килограмм пусть покупает кто-нибудь другой.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter