Немного солнца в холодной воде

Беларусь - одна из немногих стран, для которой перманентное мировое потепление может обернуться очевидной и значительной выгодой.
По прогнозам европейских и американских ученых, Беларусь - одна из немногих стран, для которой перманентное мировое потепление может обернуться очевидной и значительной выгодой. Шутка ли - из зоны рискованного земледелия уже через несколько десятков лет мы можем стать плодородным благодатным краем. По прогнозам наших ученых, уже через 70 - 90 лет климат Беларуси будет больше похож на украинский. Такой примерно, как сейчас в районе Киева, то есть на 600 километров южнее.

Ученые уверены: это только начало. Дальше будет больше. В недалеком будущем на Беларуси можно будет скорее возделывать кукурузу и просо, чем овес и жито. А вот странам, нынче обласканным солнышком, в будущем не позавидуешь. Жарковато станет. Так что, быть может, когда-нибудь жители жарких краев станут к нам на отдых приезжать. Знакомая греческая семья, кстати, так и делает: вот уже третье лето они всем своим большим коллективом приезжают отдохнуть на дачу моей тетушки, под Минск! И то ли еще будет...

- Никогда - за последнюю тысячу лет - скорость изменения климата не была такой высокой, как за последнее столетие. - Академик Владимир Логинов, директор Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Беларуси показывает многочисленные карты и графики непредсказуемого поведения белорусского климата. - В модели изменения климата есть оценки роста температуры на ближайшее столетие по максимуму и по минимуму. Минимум - 1 градус, максимум - до 6. А в среднем - 3 - 4 градуса. При разных моделях потепления и вести себя надо по-разному. Если исходить из минимума - особая корректировка в аграрном хозяйстве не нужна, а вот если отталкиваться даже от средних показателей - все надо значительно менять. И не только в сельском хозяйстве. Потепление изменит все: и водоемы, и леса.

Жара или стужа?

Свистопляска, что происходит с природой в последние десятилетия, - предмет бесконечного и самого порой парадоксального приложения научной мысли. Так, в последнее время в среде российских ученых появилось мнение, что избыток парниковых газов, которые по общепринятой точке зрения провоцируют глобальное потепление, совсем не так однозначен: повышение температуры увеличивает испарение, облака становятся плотнее, и Земля получает меньше солнечного тепла и, напротив, начинает охлаждаться. Белорусские ученые сию идею не поддерживают.

- О похолодании уместно говорить разве что в геологических масштабах времени - о тысячелетиях, - продолжает Владимир Логинов. - За счет изменения орбитальных параметров Земли должно наступать похолодание климата. В отрезке человеческой жизни потепление



заметно перекрывает похолодание. Что же касается повышенной облачности - теории это не противоречит, но на практике мы такого не наблюдаем: пока факты не свидетельствуют об увеличении облачности на планете Земля. Версия о возможном похолодании пока не находит подтверждения. Напротив, мы отмечаем четкое и ощутимое потепление. Особенно для зимне-весенних месяцев года.

Как это было

Белорусский климат под бдительным контролем (в науке - под инструментальным наблюдением) уже 125 лет. Именно столько лет работает метеослужба в нашей стране. Пока цифры не назовешь пугающими: за весь период наблюдения в Беларуси стало жарче всего-то на 1 градус по Цельсию. Правда, если быть точными, то потеплело в последние годы: с 1988-го до 2002-го. Этот скачок и настораживает ученых. Особенно потеплели зимы: пик зимних морозов сместился на декабрь. А январь - февраль давно уже позабыли свою климатическую норму. И крещенские морозы - пик зимнего холода, начинавшийся с Крещения - 19 января, теперь можно наблюдать в середине и даже в начале декабря. Давно уже не оправдывает своего белорусского названия и "люты" - февраль. В последние годы он больше напоминает март, а порой и вовсе ранний апрель.

Подобревшая зима - не так уж и плохо. А вот лето в Беларуси теплеть не торопится. Впрочем, климатический маховик вращается неравномерно: то медленно, с откатом, то слишком быстро. Скажем, последние 15 лет повторяют, хоть и более мощно, "зимнее" потепление 1910 - 1939 годов. Как известно, закончилось оно лютыми, небывалыми холодами 1940 - 1942 годов. Потому, вдохновившись долгосрочной оттепелью, не забрасывайте, впрочем, слишком далеко шубы: может статься, пригодятся.

Зато дождей в последние годы у нас стало меньше. Правда, нынешнее лето в этом плане было, мягко говоря, неординарным. Шутка сезона в Минске: "Осень нынче летом выдалась на славу!"

По катаклизмам - протоколами

По мнению мировой научной общественности (во всяком случае, ее большей части), основная причина глобального потепления - парниковые газы. В первую очередь - СО2 (углекислый газ). Они задерживают тепловое излучение от земли, что вызывает чрезмерный нагрев нижних слоев воздуха. Выход научные умы видят только в снижении антропогенного фактора. Потому в качестве "противоядия" была принята сначала рамочная конвенция ООН об изменении климата, а позже подписан протокол Киото.

- С экологической точки зрения - блестящее решение, - рассуждает академик Логинов, - да только пока киотские намерения больше похожи на пустой звук. Хотя бы потому, что это требует полного изменения всего экономического устоя страны. США выбрасывают более четверти всех парниковых газов, Китай - около 14 процентов, Индия - около 5 процентов. Они отказались от ратификации протокола либо не выполняют его условий. В странах-отказниках преимущественно тепловая энергетика: сжигают нефть, мазут, уголь. Если от нее отказаться, надо остановить все развитие страны. Большинство российских ученых высказалось за отказ от ратификации Киотского протокола. Впрочем, многие европейские страны, подписавшие протокол, пока не могут выйти на запланированный уровень снижения парниковых газов.

- А что думают по этому поводу белорусские ученые?

Даже если не углубляться в то, правильные физические основы изменения климата или нет, очевидно, что технологии необходимо совершенствовать, снижать выброс в атмосферу парниковых газов. При таких условиях Киотский протокол выполняется как бы сам собой. Более того, при нынешней структуре потребления топлива, существующей в Беларуси, мы можем смело подписывать Киотский протокол. Уровень выброса парниковых газов в Беларуси по сравнению с 1990 годом уменьшился в два с лишним раза. Причиной тому - увеличение использования природного газа, спад промышленности середины 90-х. Казалось бы, присоединяйся и продавай свои квоты другим странам - чем не возможность пополнить бюджет. Но, подписав протокол, мы становимся зависимыми от слишком многих факторов: могут изменяться мировые цены на газ, Россия может изменить схему поставок. Тогда мы должны будем перейти на использование угля, торфа, других, менее "чистых" источников энергии. И уже лет через 15 - 20 окажемся в должниках по Киотскому протоколу.



Прямая речь

Михаил Кадыров, директор Института земледелия и селекции НАНБ

: - В этом году впервые продлены сроки посева озимых культур на 5 суток. Осень стала более мягкой. Но с потеплением снижается и количество осадков. Скажем, если сто лет назад на юге уровень осадков составлял около 710 миллиметров, то сейчас и до 600 уже не поднимается. На Гомельщине зарегистрированы первые песчаные бури. Нашим институтом разработаны основы оптимизации земледелия в условиях изменения климата. В первую очередь надо повышать, как это ни банально звучит, культуру основной обработки почвы, ее качество, переходить к влагосберегающим технологиям. Будем пересматривать и структуру травосеяния: использовать улучшенные сенокосы, восстанавливать, где это экономически возможно, мелиоративные системы, внедрять больше засухоустойчивых культур: кукурузы, проса, чумизы (когда-то она широко использовалась на юге страны), люцерны, дольника, озимой сурепицы и других. Надо и более эффективно использовать ранневесенние запасы влаги: сначала высевать культуры, которые требуют больше влаги, - весной ведь ее всегда достаточно в почве, а после на их месте сеять более засухоустойчивые культуры. Такие технологии уже внедряются в Лоевском районе. На юге страны планируется расширять семеноводство засухоустойчивых культур для всей республики. Созданы гибридные сорта той же кукурузы, под Мозырем заканчивается строительство завода по доработке семян этой культуры. По прогнозным данным, которые дают наши ученые, Беларусь окажется на границе климатических поясов - у нас не будет ни сильного опустынивания, ни избытка влаги. Условия, безусловно, станут более благоприятными для земледелия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter