Немецкий плуг белорусской сборки?..

В Верхнедвинске умудряются из немецких комплектующих собирать плуги, которые получаются в 1,5 раза дороже, чем оригинальные, привезенные из Германии. Так в чем смысл такого производства?

Белорусская экономика обречена на активную торговлю. И с соседями, и со странами дальнего зарубежья. По-другому не сможем развиваться. Ведь объемы внешнеторгового оборота превышают национальный ВВП. Если копнуть глубоко, то в себестоимости каждого белорусского продукта есть доля импорта. Даже в сельхозпродукции. Да, зерновые и корнеплоды выращиваются на белорусской земле, но на поля выходят трактора, сделанные из импортного металла, заправленные топливом, «выгнанным» из российской нефти… К сожалению, от сырьевой зависимости импортных поставщиков не уйти. И за эти товары необходимо расплачиваться валютой. Значит, уметь ее зарабатывать для приобретения продукции критического импорта — проблема национальной безопасности. К сожалению, программы импортозамещения в Беларуси пока реализуются достаточно своеобразно. По крайней мере, цифры настораживают. Госфинансирование этого направления увеличивается с каждым годом, а объемы выпуска импортозамещающей продукции уменьшаются. Да и величина внешнеторгового сальдо не внушает оптимизма. Анализом ситуации с освоением производства импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров, сокращением импорта вплотную занялись специалисты Комитета государственного контроля. Недавно по инициативе КГК в Национальной академии наук Беларуси прошел круглый стол-совещание. Оказалось, истина рождается не только в споре, но и при обсуждении проблем. 

Председатель Комитета госконтроля Зенон Ломать недаром обратился к ученым. Ряд проверок, проведенных КГК по теме импортозамещения, показал: в этой сфере существуют не только практические загвоздки, но и вопросы теоретического характера. Например, значение самого понятия «импортозамещение» достаточно размыто, а отсутствие конкретики оставляет лазейки и для нерационального импорта, и для игнорирования отечественной продукции. А потому и результат выполнения программы не впечатляет, а, скорее, разочаровывает. Если в 2006 году в рамках различных программ импортозамещения было выпущено продукции на 2,1 миллиарда долларов (5,8 % от общего объема промышленного производства), то в 2007 году этот показатель уменьшился до 1,5 миллиарда долларов (3,5 %). Между тем в позапрошлом году предприятиям была оказана поддержка на сумму 900 миллиардов рублей, в прошлом — почти на 2 триллиона. Причем около половины этой суммы — на безвозвратной основе. 

Впрочем, никакого парадокса нет. При более глубоком анализе становится понятно: некоторая продукция, осваиваемая иными отечественными предприятиями, только по названию импортозамещающая, а не по сути. Для чего ее выпускают? Рискну предположить: для поддержания «финансовых штанов». Ведь вхождение в импортозамещающие программы дает различные преференции от государства. Вот некоторые и занимаются грамотным «освоением» бюджетных денег. Например, производят сборку продукции из заграничных запчастей. Ладно бы еще выигрывали у иностранцев если не по качеству, то хотя бы по цене. Так, в Верхнедвинске умудряются из немецких комплектующих собирать плуги, которые получаются в 1,5 раза дороже, чем оригинальные, привезенные из Германии. Так в чем смысл такого производства? 

Качество тоже ахиллесова пята некоторой продукции. Чисто внешне и по функциональности изделие похоже на иностранный аналог, но по эксплуатационным характеристикам… Если некоторые отечественные модели плугов на 20—40 % тяжелее по массе своих норвежских собратьев, это не порадует землепашцев. Ведь массивный агрегат и нагрузку на трактор увеличивает, и большей мощности от него требует, да и расход топлива увеличивается. Или солигорские гидроцилиндры. Действительно, дешевле итальянских, но «любят» давать течь. 

В конечном итоге такая «игра» на понижении себестоимости вместе с качеством может дать только отрицательный эффект в макроэкономическом масштабе. Повышенные эксплуатационные издержки сельхозагрегатов неминуемо скажутся на себестоимости продуктов питания. Некачественные комплектующие «войдут в состав» отечественной техники и снизят и ее общую надежность, и потребительские качества, и конкурентные преимущества. Скажем, потребителю не нужен шумный холодильник. И его не волнует, установлен на нем отечественный или импортный компрессор. Децибелы не имеют национальности. 

Не самым лучшим образом и координируются импортозамещающие программы. В Беларуси уже имеется ряд товарных позиций, по которым за последние годы взрастилась ненужная конкуренция среди отечественных же производителей. Скажем, 12 предприятий и организаций выпускают плуги. Причем только 2—3 действительно конкурентоспособные. Так зачем нужны республике остальные? Ведь импортозамещение — это не самоцель, а один из механизмов выравнивания внешнеэкономического платежного баланса. Перенасыщение национального рынка импортозамещающей продукцией, которая не имеет шансов на экспорт, в общем и целом дает экономике не дополнительную добавленную стоимость, а лишние убытки. 

Все эти недостатки отечественных импортозамещающих производителей в некоторой степени и провоцируют увеличение поставок из-за границы. Правда, и некоторые корпоративные потребители не всегда оправданно ориентируются на зарубежные компании. 

— По заданию Президента Национальная академия наук Беларуси уже третий год проводит научно-техническую экспертизу, — рассказал председатель президиума НАНБ Михаил Мясникович. —Оцениваем целесообразность закупки за рубежом технологий и оборудования, их конкурентоспособность, а также изучаем вопрос: производятся или могут производиться аналоги в Беларуси? В прошлом году НАНБ провела более 700 таких экспертиз, и около трети предложений об импортных закупках были либо отклонены, либо направлены на доработку. Иногда во время проведения экспертизы становится неловко: ведь на заявке стоит подпись министра или уважаемого генерального директора, которые не в меньшей степени, чем ученые, отвечают и за внешнеэкономическое сальдо, и за выполнение импортозамещающих программ. Но такая практика дает возможность поставить заслон неразумному импорту. 

Конечно, заслоны для экономически не­оправданного импорта в республике действуют вполне серьезные. Впрочем, и поставщики — посредники зарубежной продукции не дремлют и лоббируют свои интересы. Или откровенно ищут лазейки в законодательстве. Например, немало доильных цехов было закуплено за границей. Причем иностранцы выигрывали тендеры у белорусских производителей, так как одним из условий конкурсных торгов являлось наличие в оборудовании специальных устройств для додойки коров. По наблюдениям некоторых руководителей сельскохозяйственных хозяйств, эта «опция» погоды не делает, да в большинстве случаев и вовсе не функционирует на практике. Но оказаться впереди на тендерах заграничному оборудованию позволяет. 

Или вторая хитрость с теми же доильными цехами. Согласно законодательству научно-техническую экспертизу у ученых должны проходить закупки, которые по сумме превышают 50 тысяч базовых величин. Сумма, на самом деле, не такая уж и большая. Допустим, если от доильного цеха «отделить» инфраструктуру — холодильное оборудование, стойла для содержания животных и так далее, то сумма тендера недотянет до «критической» планки. 

— На каждое предприятие контролера не поставишь, — отметил Михаил Мясникович. — Необходимо увеличивать ответственность руководителей за сбалансированность внешнеэкономической деятельности вверенных им предприятий и организаций. 

Зенон Ломать отметил: поставщики импортной продукции активно лоббируют свои интересы в Беларуси. Не исключает глава госконтроля в этом вопросе и коррупционных проявлений. Самому пришлось столкнуться со странной ситуацией, когда в качестве сопредседателя белорусско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству пытался реализовывать проект по созданию совместного предприятия по производству соков в Беларуси. Нашлось достаточно много недоброжелателей у этой идеи. 

— Ведь до 60 % соков импортируется в республику, — заметил Зенон Кузьмич. — И за границей их производят из концентратов: не растут апельсины и ананасы ни в Прибалтике, ни в Украине, ни в России. Завозится эта продукция в республику через посредников, и каждый получает свою долю прибыли. Так почему же мы не можем выпускать такие соки на своей территории? 

Круглый стол КГК и НАНБ очертил немало тем для более глубокого изучения. Не исключено, что пора пересмотреть и нормативную базу в вопросах импортозамещения. Например, ориентироваться исключительно на эффективность и импорта, и организации собственного производства. Оценивать экономический эффект в каждом отдельном случае, пользуясь жесткими параметрами. Ведь выпускать все, от гайки до самосвала, нереально. Весь мир идет по пути кооперации. Поэтому необходимо делать выбор, определять наиболее рентабельные направления специализации белорусских предприятий. Другим способом импорт победить непросто. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter