Нельзя наказывать за ошибки, которых... нет

Для посвященных людей ничего нового она не содержит. Все те же угрозы санкциями, требования освободить политзаключенных, не применять силу при разгоне демонстраций и т. д.

25 января на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге принята резолюция по Беларуси.

Для посвященных людей ничего нового она не содержит. Все те же угрозы санкциями, требования освободить политзаключенных, не применять силу при разгоне демонстраций и т. д.

Давайте посмотрим, кого же Запад подразумевает под политзаключенными. Уж не тех ли людей, которые чуть больше года назад штурмовали Дом Правительства, разбили там окна и двери? Оказывается, именно их. Бывают ли у европейцев акции протеста? Конечно. Но если они несанкционированны, моментально вмешивается полиция, демонстрантов, не церемонясь, разгоняют резиновыми дубинками. А если нанесен вред государственному имуществу, то автоматически наступает уголовная ответственность.

 В США недавно чем-то недовольный человек выстрелил из автомата по Белому дому с расстояния 500 метров. Одна пуля упала на лужайку, вторая отскочила от пуленепробиваемого стекла. Экстремиста задержали. И хотя никакое имущество не повреждено, ему грозит пожизненное заключение. При этом ни одна из правозащитных организаций не высказалась в защиту стрелявшего. Чем же наши штурмовики государственного здания отличаются от американца?

ПАСЕ также считает, что белорусские власти должны отменить статью Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за деятельность от имени незарегистрированной организации. Но, простите, в любой стране общественная организация или партия должна быть зарегистрирована. Если она это не делает, то считается подпольной, экстремистской. Почему же на Западе считают возможным в Беларуси то, что у себя неприемлемо? Ответ один: из желания дестабилизировать политическую обстановку в республике и, как говорится, половить рыбку в мутной воде.

И уж ничего, кроме улыбки, не вызывает положение резолюции ПАСЕ по поводу Алеся Беляцкого. Оказывается, он сел в тюрьму в силу «политически мотивированного использования налогового законодательства для подавления правозащитной деятельности». Как громко звучит! А ведь на самом деле все значительно проще и банальнее. Заплати налоги, и будешь спать дома, а не на нарах. В любой цивилизованной стране никто не станет слушать детского лепета по поводу того, что деньги, находящиеся на личном счету в банке «не мои, а используемые на правозащитную деятельность».

Как же отнеслась общественность различных стран к очередной западной «страшилке»? Оказывается, не все участники ПАСЕ голосовали за резолюцию. Член российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы Валерий Федоров заявил, что в докладе о ситуации в Беларуси искажены сегодняшние реалии. «Непредвзятый человек легко это увидит. Скорее в этом докладе описаны Судан или Ливия, но не современная Беларусь, — подчеркнул Федоров. — Когда вы приезжаете в Беларусь, вы видите чистоту и порядок, ухоженность сел, вежливых и культурных людей. А мы с упорством продолжаем беседовать с этим народом через санкции и ультиматумы». По мнению Федорова, странной выглядит позиция ПАСЕ относительно отсутствия контактов с официальными белорусскими властями. «Как можно развивать диалог без контакта с властями? Я призываю воздержаться от санкций. Нет «умных» санкций. Они всегда затрагивают простой народ», — заявил он.

Подобной точки зрения придерживается и депутат Национальной ассамблеи Франции Кристоф Сирюг. «Из-за санкций население Беларуси рискует быть наказанным за те ошибки, которых оно не совершало, — считает он. — Нужно поддерживать отношения с Беларусью. Изолировать страну ни в коем случае нельзя. Стоит держать дверь приоткрытой».

Это мнение идет вразрез с планами ЕС существенно расширить список невъездных в Европу чиновников и в целом ужесточить политику в отношении Беларуси. В отличие от европейских чиновников, французский депутат предлагает, наоборот, более тесно сотрудничать с Правительством Беларуси. При этом депутат считает важным не навязывать Беларуси какую-то конкретную модель демократии, например, французскую. По его мнению, важную роль могут сыграть молодежные обмены, европейские образовательные программы, которые позволят молодым белорусам ознакомиться с разными политическими моделями, чтобы понять, какую форму демократии избрать для своей страны. В то же время Кристоф Сирюг подчеркивает, что активного внешнего вмешательства во внутренние дела страны не стоит допускать.

Политика санкций и ограничений еще никогда не приносила пользу. Так считает председатель Постоянной комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виталий Бусько. «Как сегодня можно изолировать Беларусь от мира? — задает вопрос депутат. — Наше небо будет закрыто для их самолетов, а железные дороги — перекрыты для их поездов? Если приезжает бизнесмен из страны ЕС и торгует по законам, которые приняты нашим парламентом, то парламент — правильный. Если же проводится какое-то межпарламентское мероприятие, туда белорусских парламентариев не приглашают, потому что парламент — неправильный. Где истина?»

И в заключение хочется сказать вот о чем. Докладчик ПАСЕ по Беларуси, лидер эстонской делегации в Совете Европы Андрес Херкель Беларусь не посещал и за белорусской визой не обращался. Его не было среди членов парламентской делегации Эстонии, которая посетила Минск в октябре прошлого года в рамках межпарламентского сотрудничества и взаимодействия. Откуда же он брал информацию о нашей стране?

Оказывается, ее предоставила малюсенькая группка людей, именующая себя оппозицией. Но ведь задача любой оппозиции заключается в том, чтобы проявлять недовольство властью. Только можно ли на основе этого составить объективное представление о стране? Не лучше ли было бы спросить мнение большинства народа?

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter