Суд над могилевскими «черными риелторами» вышел на финальную стадию

Нелюди хоронили людей живыми

Прокурор запросил высшую меру наказания для двух «черных риелторов» из Могилева


РЕЗОНАНСНОЕ дело рассматривается в Могилевском областном суде. Напомним: весной 2015 года по подозрению в аферах с чужими квартирами и убийстве их владельцев задержали трех жителей областного центра. Уже в ходе следствия выяснилось, что преступников больше. На скамье подсудимых оказались четверо. Семену Бережному, Игорю и Татьяне Гершанковым предъявляют обвинение в убийствах, похищении человека, мошенничестве, разбое, вымогательстве, хищении (уничтожении) документов. Супруги также обвиняются в незаконном обороте наркотиков или психотропов. Их подельник Борис Колесников — в разбое, пособничестве в совершении убийства и похищении человека. Последняя точка, этом деле еще не поставлена, на этой неделе «черные риелторы» выступили с последним словом…


«Черные квадраты»

Как было дело? С 2009 по 2015 год любители чужого находили земляков, которых можно было развести на жилье. Как правило, одиноких людей, пристрастных к алкоголю, с приличными долгами по коммуналке. Предлагали им переехать в квартиры меньшей площади. Обещали, что на деньги, оставшиеся от продажи, те смогут долго и безбедно существовать. Согласившиеся на сделку клиенты лишались не только квартир. Одним росчерком в договоре купли-продажи они фактически подписывали себе смертный приговор.

На руках у «черных риелторов» оказался список должников за коммуналку, который, с их слов, им продала сотрудница одного из могилевских расчетно-кассовых центров. Имея такую подсказку, они и заводили знакомства с потенциальными жертвами. Охмуряли их разными способами. Выступали или под видом молодой семейной пары, решившей купить жилье, или судебного исполнителя, якобы пришедшего, чтобы взыскать долги. Действовали грамотно, по заранее разработанному плану. Чтобы наглядно продемонстрировать клиентам их радужное будущее, отвозили на квартиры, куда якобы их переселят после продажи собственного жилья. На самом деле «черные риелторы» заранее арендовали их на сутки. Но когда приезжал потенциальный покупатель, все выглядело очень убедительно. Ведь перед ним разыгрывали целый спектакль: один из преступников выступал в роли собственника этой квартиры, другой — в роли риелтора. Когда покупатель давал согласие на сделку, «благодетель» демонстративно передавал своему подельнику залог за ее покупку. Дальше «посредники-благодетели» помогали клиентам оформить нужные документы на продажу и даже давали некоторым деньги для погашения коммунальной задолженности. При этом все сделки с недвижимостью клиенты проводили сами, вроде как по доброй воле — преступники старались не отсвечивать в банках или расчетно-кассовых центрах. Они вообще тщательно конспирировались: для общения с жертвами покупали им телефоны и SIM-карты.

«Черные риелторы», которые из-за квартир расправлялись с их хозяевами.

Могилы копали заранее


В общей сложности группа заработала на махинациях с чужим жильем более 2 миллиардов неденоминированных рублей. После оформления сделки «риелторы» под разными предлогами завлекали бывших собственников жилья в безлюдные места. Например, предлагали им отпраздновать выгодную продажу. Но вместо пиршества устраивали расправу — убивали экс-хозяев однушек и двушек. Еще в 2015-м, когда подозреваемые в совершении жутких расправ были задержаны, в Следственном комитете республики их действия  назвали особо  циничными и жестокими. Рыли ведь могилы еще живым землякам накануне сделки, заранее зная, что после нее лишат их жизни. Выбирали место на каком-нибудь сельском кладбище, где планировали нелегально захоронить своего клиента после убийства, подыскивали человека, готового за небольшое вознаграждение выкопать могилу, и объясняли ему, что она якобы для умершего родственника. 

Копатели лишних вопросов не задавали. А преступники были уверены: на кладбище внезапно исчезнувших собственников квартир искать едва ли кто-то станет. Во-первых, потому, что их клиенты вели далеко не самый праведный образ жизни. Во-вторых, потому что у многих или не было родни, или связь с ней фактически была оборвана. Был и другой весомый аргумент: свежие бугорки на погосте едва ли вызовут у кого-то подозрение. Другое дело, если закопать труп в поле или лесу. Это может насторожить. К тому же велика вероятность, что останки вытащит из земли дикое зверье. 

Первую жертву — владельца двушки в Могилеве, — как впоследствии рассказывали на суде сами «черные риелторы», они изначально убивать не собирались. План был такой: продать половину его квартиры (вторая принадлежала сестре клиента), переселить пьяницу в деревенскую хату, а разницу от продажи жилья прибрать к рукам. Но уже на этапе подготовки сделки один из преступников передумал. Решил: хозяин, протрезвев, спохватится, что его надули, побежит в милицию. А им лишние проблемы ни к чему. Стало быть, проще свидетеля убрать. Так и сделали: подсыпали ему в водку клофелин, надеясь, что это пойло его и прикончит. После чего замотали бедолаге руки, рот и лицо скотчем, отвезли на кладбище и сбросили в заранее приготовленную яму. Один из убийц впоследствии признался: в какой-то момент он осознал, что человек жив, просто вырубился, но еще дышит. Но это никого не остановило. Экс-владельца могилевской двушки похоронили заживо.

Следующую жертву водка с клофелином добила сразу. «Черные риелторы» продали его однокомнатную квартиру и, поделив деньги, начали присматривать новую жертву. Ею стала могилевчанка. Расправившись с нею — а подонки действовали по одному сценарию, — закопали труп на сельском кладбище в деревне Кадино Могилевского района.

Тело очередной жертвы похоронили возле агрогородка Вейно, что неподалеку от Могилева. Местные жители, спустя время узнавшие об этом, испытали настоящий шок. Оказалось, нелегальных захоронений на сельских погостах немало. Председатель Вейнянского сельсовета Светлана Стишенкова развела руками: заподозрить неладное они не могли, поскольку на том кладбище немало неучтенных могил. Проблема давнишняя: могилевчане нередко хоронят здесь, в пригороде, своих родственников, не спрашивая разрешения у сельсовета, — просто захватывают куски земли и обносят их оградкой… 

После того как на Могилевщине обнаружили криминальные захоронения, сельсоветы обязали провести инвентаризацию погостов: переписать все могилы, отметить те, на которых ни имени, ни креста, номерами.


Кара для карателей

Всего «черные риелторы» расправились с 6 собственниками квартир. Готовились убить еще троих (могилы уже ждали будущих жертв), но не успели… Милиционеры вышли на след преступников, когда разыскивали без вести пропавших владельцев жилья. 

На этой неделе государственный обвинитель, старший прокурор отдела Могилевской областной прокуратуры Александр Романов, попросил двоих подсудимых приговорить к высшей мере наказания — смертной казни — с конфискацией имущества. Это 36-летний Игорь Гершанков и 31-летний Семен Бережнов. Для супруги Игоря Татьяны, у которой двое малолетних детей (в момент совершения преступлений она была беременна вторым ребенком), гособвинение запросило 24 года тюрьмы с лишением права в течение 5 лет заниматься предпринимательской деятельностью, для Бориса Колесникова — 22 года и 1 месяц колонии строгого режима. Выступая с последним словом, обвиняемые извинялись перед родственниками погибших. Но каялись не особо — валили вину друг на друга, уверяли, что были лишь пешками в чужой игре. Искренними они  были лишь тогда, когда просили смягчить им приговор и не применять высшую меру наказания.

Какой вердикт вынесет Могилевский областной суд, станет известно 21 июля. Впрочем, не факт, что этот приговор будет окончательным. «Черные риелторы» наверняка захотят обжаловать его в вышестоящей инстанции — Верховном суде.

Olgak53@mail.ru

Фото автора и УСК по Могилевской области

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter