Нелюбовь как диагноз

О фильме Андрея Звягинцева "Нелюбовь"

Настоящий художник, несмотря на количество своих работ, как правило, создает одно произведение. Он всегда как будто ведет одну, самую сокровенную тему. Все созданное Достоевским — это про то, «как Бог с дьяволом борются, а поле битвы — сердце человека». А у Чехова всегда о том, что «люди просто пьют чай, а в это время рушатся их судьбы». Вот и у Андрея Звягинцева свое кино о мутациях человека, о постепенном омертвении чувств, об исчезновении как ненужных рудиментов таких качеств, как сострадание, доброта, любовь. Не стоит его упрекать в какой–либо фобии, в «антигуманной чернухе», в «депрессивной скукотище». Он слышит и чувствует мир по–своему, его голос — это тот же голос Кассандры, предупреждающий о грядущих проблемах. Все его фильмы — «Возвращение», «Изгнание», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь» — удостоены призов самых крупных международных кинофестивалей не потому, что они «антирусские», а потому, что они за человека и о человеке. Глубинные по смыслу истории, касающиеся самых сердцевин нашей общей жизни, не изменились бы, будь в них другое географическое пространство, реалии быта или другой язык. Они частные и универсальные, национальные и космополитичные, очевидные и зашифрованные, простые и мультимифологичные одновременно. Его кино — предупреждение о катастрофе в случае, если слой человечности истончится донельзя; его кино — диагноз «вывихнутой цивилизации».


«Нелюбовь» начинается с потрясающих по красоте кадров заснеженного леса, где сквозь перламутровую сизость просматриваются запорошенные деревья, стылые воды реки, застывшие под снегом высокие травы. Бессменный оператор всех фильмов этого режиссера Михаил Кричман всякий раз показывает пространство так, что, с одной стороны, в нем угадываются естественные реалии, а с другой — возникает ощущение метафизической, почти ирреальной среды. Зимний лесной массив на окраине одного из спальных городских районов — ключ к пониманию фильма и своеобразная метафора остановленности, холодной омертвелости жизни, поражающей своей внешней привлекательностью. Этой дорогой через лес каждый раз возвращается из школы 12–летний Алеша (Матвей Новиков). Он приходит в дом, где его практически никто не ждет. Бесконечные упреки матери (Марьяна Спивак), злобные эпитеты, которыми она сопровождает каждый шаг сына, выдают в ней остервеневшую женщину, в жизни которой как будто ничего не было хорошего. Отцу (Алексей Розин) и вовсе нет до него дела. Все связи между ним и родителями оборваны. Последняя ниточка рвется, когда в очередной грубой перепалке накануне развода отец и мать решают, куда отдать сына, чтобы у каждого начиналась новая жизнь с чистого листа. Ком нелюбви нарастает от эпизода к эпизоду. Жена не любит мужа, родители равнодушны к своему ребенку, мать ненавидит дочь, бабушка не хочет видеть внука; молодые люди, отмечающие в ресторане событие, смеясь, произносят тост «за любовь», а в это время девушка, идущая с кавалером к заказанному столику, по ходу кокетливо сообщает номер своего телефона другому. Все живут и как могут радуются в том пространстве, из которого постепенно выкачивается живой воздух. Алексею ничего не остается, как исчезнуть из этой жизни. Весь сюжет фильма — это поиск пропавшего мальчика. Его исчезновение — тоже на грани реального–ирреального. Он не просто ушел из дому, где его никто не любит, он исчез, как, наверное, может исчезнуть ангел, почувствовав, что он заглянул не туда, не к тем и не в то время.


Поразительная особенность Звягинцева — Кричмана: создавать абсолютно правдивую, узнаваемую среду, быть подробным во всех знакомых деталях, показывать почти что бытовую историю и постепенно поднимать ее на такую высоту, что в ней открываются библейские смыслы и вневременные категории. Ни разу не возникло сомнений, что вся история происходит здесь и сейчас, в наши дни. Но каким–то шестым чувством понимаешь, что перед тобой проекция вечности. 

lpsm3163@mail.ru

Фото kinopoisk.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Валентина, 54, Минск
Сюжет фильма интернационален.Бездушие, эгоизм, отсутствие любви не имеет границ. В странах постсоветского пространства просто нет законодательной базы, чтобы в полной мере защитить ребенка при разводе родителей.  
Спасибо Людмиле Петровне за прекрасную статью!
Оксана, 50, Лида
Действительно, истончается слой человечности. Как важно показать некоторым родителям  со стороны поступки. Неужели не увидят и не поймут? Накормить фастфудом, купить электронные игрушки, дать денег и все.Дети остро чувствуют нелюбовь. Судя по рецензии - фильм замечательный. Спасибо автору!
Леонид_Н, 65, Минск
Любезный Петр, при всем уважении не могу с Вами согласиться. Ведь в США выходит тьма-тьмущая справедливых антиамериканских  фильмов. Где полезные режиссеры  последними словами честят и президентов и сенаторов и весь плохой американский строй вообще.  И гневно обличают американских заправил за их неслыханные издевательства над продавцами наркотиков, поборницами сексуальной свобод, обобществителями складов магазинов и автомобилей. Поэтому, во многих американских городах люто ненавидят варваров-копов.  Американцев также справедливо считают варварами в прекрасной Франции,  потому что в 17-18гг. и 43-44 гг. они нарушили спокойную жизнь простых французов под покровительством соседней страны. Из-за них чуть Париж не сожгли (см. "Горит ли Париж?"). Итак, во многих странах  американцев считают варварами. А копов считают варварами  в самой Америке.  
Виктория, 42, Минск
Если после фильма и остаются какие-то вопросы. То ответы на них можно найти в этой статье. Большое спасибо.  
Александр, Оффенбах, Германия
Совершенно согласен с госпожей Саенковой в том, что нелюбовь- это диагноз не только российскому обществу, но болезнь всей соаременной цивилизации и благородные попытки авторов фильма бороться с этим злом путем демонстрации его на экране - глас вопиющего в пустыне. Лично мне видеть на экране то с, чем встречаешься на каждом шагу в повседневной жизни не могут доставить ни талантливая, вероятно, работа режиссера м оператора , ни прекрасный, как всегда, комментарий госпожи Саенковой.
Смотреть этот фильм как-то не хочется
Вертикаль
Всё в этом мире относительно и слово "ВАРВАР" это не ругательство, это оценка духовного потенциала человека стоящего на первых ступеньках развития . Мы на земле все так похожи, но всё же очень отличаемся, как дети в песочнице и дети- выпускники ВУЗа. Что для одних норма, то для других детские воспоминания. И как совместить несовместимое, когда ты практически завершил процес обучения на этой земле, а вокруг тебя дети из песочницы пласмассовыми лапатками делают подкоп бесетки в которой гуляют. Как им объяснить, что это НЕЛЬЗЯ, ведь они по должности и званию стоят выше тебя и слушать не собираются, потому что не понимают "твой бред"?  "Без умолку безумная девица кричала: "Вижу Трою павшей в прах". Но ясновидцев, впрочем как и очевидцев во все века сжигали люди на кострах". (В.Высоцкий)
Алесь, Зацень
Интересное мнение
Дмитрий, 70, Минск
Уважаемая Людмила Петровна! Ваша статья поражает глубоким пониманием творчества А.Звягинцева. Да, все его фильмы пронизаны глубоким символизмом и жестоким реализмом. А.Звягинцев с  соавтором О.Негиным и оператором М.Кричманом, расщепляя каплю воды (семья), ухитряются показать океан проблем "вывихнутой цивилизации". Много протестующих  против фильмов Звягинцева. Это лично меня радует. Значит, Звягинцев достучался до них.
Леонид_Н, 65, Минск
К Дмитрию . Вы говорите - океан проблем современной вывихнутой цивилизации. Полагаю, речь идет, прежде всего, о "нелюбовь" к детям. Такой Океан был Всегда!. И при Александре 2 - освободителе, и при Александре 3 - миротворце и при Николае 2 -некровавом (красавица Поклонская накажет). И когда высокодуховные люди похищали детей, чтобы продать их в кантонисты. И когда  3-х летнего сына панны Мнишек и Вашего тезки повесили на въезде в столицу. Тарас Бульба и своих детей не любил и чужих на пику поднимал. И Семен Мармеладов свою единственную дочь на панель послал. Всегда!  
Анатолий, 67, New York
 Как все написанное Людмилой, рецензия Хороша, Но смотреть фильм, увы, абсолютно не   Вызывает желания.  Увы, слишком много черноты, негатива … Но это моё личное мнение . Подождём более радостного и светлого. Творческих успехов . С уважением Анатолий Зельдин.
Юрий, 63, Нью Джерси, США
Спасибо Людмиле Петровне за статью!
С нетерпением ждём следующих обзоров.
Как всегда статья написана профессионалом. Успехов в работе.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости