Почему белорус ест в 60 раз реже чем итальянец мясо кролика ?

Нелюбимые братцы-кролики

Среднестатистический итальянец съедает в год 6 килограммов крольчатины. Среднестатистический белорус — в 60 раз меньше
В среднем на одного белоруса в год производится 100 граммов крольчатины. Учитывая мизерность цифры, отсутствие этого мяса в магазинах и высокую цену на него (на Комаровском рынке Минска килограмм стоит 120 тысяч рублей), можно уверенно утверждать, что абсолютное большинство людей в нашей стране вообще не употребляют этот продукт. Между тем, на одного жителя Мальты приходится более 8 килограммов крольчатины в год, а средний итальянец потребляет ее около 6 килограммов. Откуда такая огромная разница и нужны ли нам вообще кролики? Может, достаточно огромных свинокомплексов и птицефабрик?


Почти полторы тысячи лет назад Папа римский Григорий I провозгласил, что кролик не считается мясом и его можно употреблять в пищу даже во время поста. Эта папская прокламация привела к бурному развитию кролиководства в Западной Европе. Неудивительно, что мясо кролика до сих пор играет важную роль в кухне Франции, Италии, Испании и ряда других стран. Это отражается и на общем состоянии здоровья населения. Мясо кролика выгодно отличается по своему химическому составу от говядины, свинины и баранины более высоким содержанием белка и меньшим — жира. Из-за хорошей перевариваемости, белковой ценности, малого содержания натрия и холестерина крольчатину рекомендуют людям, страдающим ожирением, заболеваниями печени, желудка, сердца и сосудов.


Европейским лидером по производству этого продукта стала Италия, где его производится 300 тысяч тонн. Но такой уровень был не всегда. 40 лет назад эта страна имела крольчатины в 15 раз меньше. Толчком к стремительному росту стал переход на промышленное производство. 


Примерно такие же тенденции наблюдались и в других западноевропейских государствах. Во Франции сейчас более 4 миллионов кроликов, производится 150 тысяч тонн мяса в год — около 3 килограммов на жителя. Третья в Европе по крольчатине Испания — 135 тысяч тонн. Самый же крупный мировой производитель — Китай — 600 тысяч тонн. Но, учитывая огромное население этой страны, производство крольчатины на человека там невелико. В США и Канаде преобладает любительское кролиководство. Около 40 тысяч владельцев маленьких ферм получают до 30 тысяч тонн мяса. Значительно снизился в мировом производстве удельный вес России и других стран бывшего СССР. Всего же в мире, по различным оценкам, получают от 2 до 2,5 миллиона тонн этого мяса. 


Международная торговля крольчатиной развита слабо. И все же около 12 процентов мяса кролика продается на мировом рынке. Импортерами являются в основном Италия, Бельгия, Франция, Англия, Швейцария. Значительную часть потребляемой в этих странах крольчатины поставляют в охлажденном виде их соседи. Некоторые государства покупают кроликов для убоя и в живом виде, но объемы таких операций постоянно уменьшаются. Ведущие страны в экспорте мяса кролика  —  это Китай, Бельгия, Польша и Венгрия. За последние 10 лет заметно возросло внимание к отрасли в Африке и Латинской Америке.


В странах развитого кролиководства животных содержат на мелких, так называемых семейных, средних коммерческих и крупных индустриальных фермах. Именно последние произвели революцию в производстве. Кролиководство в ряде государств стало вполне самостоятельной отраслью животноводства. Идет концентрация, фермы с интенсивными технологиями постепенно вытесняют мелкие традиционные крольчатники.


В чем же суть технологии промышленного производства этого вида мяса? Кроликокомплексы создаются по следующему принципу: в одном территориальном районе на расстоянии до 50 километров друг от друга располагаются 14 кроликоферм, одна генетическая ферма, завод по производству комбикорма, убойный цех. Каждая кроликоферма состоит из 1000 кроликоматок, рассчитана на выпуск 73 тонн крольчатины раз в 49 дней. Производство организовано по согласованному между фермами графику, что позволяет каждой раз в семь недель отправлять в убойный цех все выращенное поголовье. Убойный цех получает готовых к убою кроликов постоянно в течение семи недель от 14 кроликоферм. В результате достигается эффективная загрузка убойного цеха и постоянство поставок охлажденного мяса кролика в розничную сеть магазинов. Комбикормовый завод производит нужного состава комбикорм в требуемом объеме и поставляет на каждую из 14 ферм. Генетическая ферма поставляет сперму 2 раза в неделю по графику на одну из четырнадцати ферм для искусственного оплодотворения крольчих. Поголовье самцов обновляется раз в два года. 


Рацион кормления кроликов состоит из воды и полнорационного комбикорма, в состав которого должна входить травяная мука. Все оборудование (клетки, кормохранение и кормоподача) рассчитано именно на такой рацион, без использования сена, что значительно сокращает трудозатраты и позволяет получать кролика требуемого веса к нужному возрасту. Конверсия корма (необходимое количество комбикорма для получения одного килограмма живого веса кролика, достигшего забойного возраста, с учетом расходов на естественный падеж) составляет от 3,6 до 4 кормовых единиц.


Цикл производства продукции — 49 дней. За год самка успевает пройти 7,4 цикла. Забойный возраст кролика — 90 дней. К этому времени стадо имеет средний живой вес 2,7—2,8 килограмма, выход мяса составляет 58 процентов живого веса, следовательно, средний вес тушки около 1,6 килограмма. Среднее количество рождаемых на самку крольчат — 9,5, на третий день живыми остаются 8,1, к забою эта цифра составляет 7,7. Естественный падеж около 20 процентов. Таким образом, одна крольчиха производит 45,6 кролика в год, кроликоферма — около 73 тонн мяса, весь комплекс — чуть больше 1 тысячи тонн. Продается мясо в среднем по 6 долларов за килограмм. 


По расчетам специалистов, стоимость оборудования для кролиководческой фермы почти в восемь раз ниже, чем для свинофермы, и в три раза дешевле, чем для предприятия по выращиванию бройлеров. Однако, несмотря на очевидные выгоды такого бизнеса, промышленным кролиководством в Беларуси никто не занимается, а рынок этого уникального диетического мяса практически свободен. В чем причина? 


99 процентов поголовья наших кроликов находится в личных подсобных хозяйствах. Здесь животных выращивают, как правило, по старинке, без применения современных технологий. Такой подход не позволяет надеяться на существенный рост поголовья и насыщение рынка. Другими словами, кролиководство направлено на удовлетворение личных потребностей населения. Основной причиной слабого развития отрасли является почти полное отсутствие механизации технологических процессов. К числу значимых факторов, сдерживающих развитие кролиководства в стране в целом, можно отнести и недостаточное внимание к отрасли со стороны государства. 


В начале этого столетия была принята Программа развития в Республике Беларусь звероводства, заготовок и переработки пушно-мехового сырья и экспорта изделий из него на 2002 — 2010 годы. Был в ней и раздел, посвященный кролиководству. Ставилась задача довести производство этого вида мяса до 300 граммов на человека в год. Ничего из той программы не выполнено. Почему? Кролиководство было обречено на неуспех, потому что даже не намечался его перевод на промышленные рельсы по европейскому принципу. Закладывалась лишь небольшая поддержка мелких производителей.


Поэтому и приходится с сожалением отмечать, что кролиководство у нас в стране продолжает находиться на любительском уровне. Из серьезных проектов можно отметить ферму в СПК «Хвиневичи» Дятловского района, где содержится 2 тысячи кроликов. Хозяйство реализует крольчатину на Оршанский мясоконсервный комбинат для производства детского питания, а также продает кроликов частным лицам и предпринимателям. Но старая технология позволяет иметь рентабельность не выше 10—15 процентов. 


За последние годы в Беларуси удалось реализовать лишь один проект промышленного производства крольчатины в ООО «Фаворит-агро» Пуховичского района. Там содержится 6 тысяч кроликов. И хотя фирма внедрила современную технологию кормления и содержания, это пока еще не европейский комплекс. 


Чтобы увеличить производство этого диетического мяса, кролиководство в том виде, в котором оно сейчас существует у нас, должно уйти в прошлое. Дедовские технологии содержания и кормления кроликов давно себя изжили, и на них нельзя равняться. Конечно, никто не запрещает энтузиастам держать у себя дюжину-другую кроликов, чтобы всегда иметь свежее мясо к столу. Однако для товарного производства надо заниматься таким кролиководством, которое будет устойчивым и рентабельным. Для этого нужны инвестиции. Пока мы находим их в основном для птицеводства и свиноводства. 


Так, может, настала пора повернуться лицом и к кролиководству? Здоровью нации это пошло бы на пользу

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»


gedroiz@sb.by 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter