Страсти накаляются и в Украине. В киевских аэропортах застряло несколько тысяч путешественников. А туристы за рубежом по 3—4 дня отсиживаются в отелях после окончания действия путевок — рейсы переносятся и отменяются вовсе. Украинский авиаперевозчик Bravo Airways был вынужден запускать гуманитарные рейсы для вывоза людей. Также не позавидуешь отпускникам, у которых на руках оказались билеты компании AndaAir, связывающей Украину и наиболее популярные направления (тот же Тунис, Испанию, Грузию, Албанию, Египет). Есть серьезные проблемы с предоставлением услуг у компании Yanair. С перебоями работают и некоторые другие операторы. Например, Join Up начал по непонятным причинам откладывать рейсы из Киева на популярную Майорку. Счет идет не на часы — сутки.
Частные украинские компании (их всего около двух десятков) выполняют в основном чартерные рейсы. Эксперты подчеркивают, что проблема не столько в операторах, сколько в допуске авиабортов для эксплуатации. В ситуацию уже вмешалось Министерство иностранных дел Украины. Глава ведомства Павел Климкин на своей странице в Facebook высказался так: “Компании, которые повлекли туристический коллапс, должны за это ответить. Тщательный и всесторонний аудит должен выяснить, почему они не выполняют условия лицензий и вообще способны ли их выполнять”.
А пока суд да дело, наш МИД рекомендует гражданам заранее связываться со своими туроператорами и уточнять информацию о вылетах. В свою очередь специалисты Департамента по туризму Министерства спорта и туризма предупреждают: планируя вояж, нужно в обязательном порядке ознакомиться с информацией о приглянувшейся компании. Если задержка с вылетом затягивается надолго, нужно это письменно зафиксировать в аэропорту (или хотя бы сфотографировать табло, на котором отражены переносы). Это позволит в дальнейшем предъявить претензии своему агенту, с которым у вас заключен договор.
Сколько наших отдыхающих стали заложниками “нелетной” ситуации, пока сказать сложно. Эксперты дают такой совет: если вы хотите спокойного отдыха — летите из Минска и выбирайте нашего национального перевозчика, который осуществляет регулярные рейсы. Это гарантирует пунктуальность и сервис на высоком уровне.
КОМПЕТЕНТНО
Вадим Девятовский, заместитель председателя Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания:
— Можно только представить эмоции путешественника, который весь год готовился к поездке, а потом попал в переделку. У любой компании, даже самой авторитетной, случаются форс-мажоры. Но крупные, дорожащие репутацией операторы стараются максимально компенсировать потери своих клиентов — берут на себя расходы по внеурочному проживанию в отелях, возмещают транспортные издержки и так далее. Иное дело — пусть и более бюджетные, но мелкие компании, которые в силу малых оборотов не в состоянии брать на себя дополнительные обязательства перед клиентами. Лучше немного переплатить и воспользоваться услугами проверенного “проводника”, чем надеяться на дешевый авось и в итоге потерять все. В нашей стране прорабатывался вопрос создания фонда защиты прав туристов, из средств которого можно было бы покрывать непредвиденные расходы клиентов из-за независящих от них обстоятельств. Но отчисления в этот фонд повлекут удорожание услуг, а готовы ли наши люди на такой шаг?
muravsky@sb.by