Нелетная погода

Турфирмы видят в технической новинке угрозу бизнесу

Турфирмы видят в технической новинке угрозу бизнесу


На рынке туристических услуг разгорается скандал, жертвой которого может стать каждый турист, собирающийся отправиться в отпуск самолетом. В чем причина бурлящих страстей? В апреле многие туристические компании получили предписание из налоговых органов: установить автоматизированную систему учета и оформления услуг авиаперевозок «Сурок–Аура». Это требование одновременно с серьезными штрафными санкциями вызвало у авиакомпаний и туроператоров, через которые реализуется изрядный процент билетов, настоящий шок: работать по–новому нужно уже сегодня. Но на внедрение системы необходимо время. За день сложное оборудование не смонтируешь. Даже те, кто спохватился заранее, до сих пор не могут утрясти некоторые технические и организационные вопросы. В результате продажи за наличный расчет приостановлены. Оплата только по безналу. Внезапно возникшим неудобством клиенты турфирм немало возмущены. Коммерсанты теряют прибыли, государство — налоги, туристы — нервные клетки... Ведь получается, что теперь наличными деньгами за авиаперелет уже не рассчитаешься, а это дополнительные хлопоты... Где выход из сложившейся ситуации?


Ответ члены Республиканского союза туристических организаций ищут уже который день. Предыстория вопроса: в конце прошлого года белорусская разработка «Сурок–Аура», предназначенная для сферы услуг авиаперевозок, была внесена в Государственный реестр. Права на установку и обслуживание новинки ее разработчик НП ОДО «Инфо–Люкс» передал РУП «Центральное агентство воздушных сообщений» (ЦАВС). С 27 февраля все компании, специализирующиеся на продаже авиабилетов, обязаны были производить расчеты только при помощи сертифицированной автоматизированной системы. В свою очередь, те, кому адресовано требование, утверждают, что известие о замене кассовых аппаратов автоматикой стало для них неприятной неожиданностью. К тому же у потенциальных пользователей есть к изобретению ряд существенных претензий, в том числе и касающихся разглашения нюансов частной жизни пассажиров.


— Система работает таким образом, что вся информация о клиентах и маршрутах их передвижения аккумулируется в головном компьютере РУП «ЦАВС», такого же участника рынка, как и каждый из нас, — сформулировал проблему директор агентства «Сакуб» Александр Мирский. — Ретрансляция этих сведений агентом авиакомпании третьему лицу считается грубым нарушением международных норм. С тем, кто игнорирует принцип конфиденциальности, как известно, расторгают договор о сотрудничестве.


Установить всю систему целиком в каждой турфирме, утверждает разработчик, реально. Но это слишком затратный проект. К тому же издержки лягут на карман клиента. На минусы новшества указывают и авиакомпании. В частности, руководство РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа» обращает внимание на неспособность «Сурок–АурА» работать по технологии «электронный билет», на которую постепенно переходит весь цивилизованный мир.


Союз туристических организаций ратует за возможность выбора: кто хочет, устанавливает «Сурок–АурА», остальные пользуются кассовыми аппаратами. А что думают по этому поводу в ЦАВС?


— Есть ряд официальных документов о приеме наличных денежных средств при реализации товаров и услуг, — заместитель директора РУП «ЦАВС» Андрей Кисель ссылается на букву закона. — Расчеты за авиабилеты должны осуществляться с применением специальных компьютерных систем, включенных в Госреестр. Наконец–то такая СКС в реестре появилась. Взяв на вооружение «Сурок–АурА», мы выполнили требование, установленное законодательством. Кстати, другие участники рынка могли инициировать процесс сертификации альтернативной системы учета. Но этим правом никто не воспользовался.


В Министерстве по налогам и сборам в новшестве видят действенное средство борьбы с «черным» налом. Апрельские проверки, проинформировали в пресс–службе министерства, показали, что две трети подвергшихся ревизии турфирм грешат сокрытием доходов от продажи авиабилетов. Кассовые аппараты, на взгляд налоговых специалистов, не в состоянии обеспечить прозрачность выручки.


Очевидно, продавцам авиабилетов и контролирующим органам есть смысл сесть за стол переговоров?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter