Нелетальный исход

Для тех, кто не уважает закон, у милиции есть «Заря», «Дрейф» и «Цунами»
Для тех, кто не уважает закон, у милиции есть «Заря», «Дрейф» и «Цунами»

Издревле известно: противника можно одолеть не только силой, умный прибегнет к военной хитрости. Китайские воины, например, еще в незапамятные времена освоили тактику «пахучих горшков» (красный перец в кипящем масле). Адская смесь делала неприятеля безобиднее мухи: с опухшими глазами и удушливым кашлем много не навоюешь. Такой вот прообраз современной «Черемухи». Ощущения от знакомства с этим устройством, обладающим взрывоопасным характером, мягко говоря, малоприятные. Но главный плюс так называемого нелетального оружия, в отличие от боевого, — тот, против кого оно применяется, остается жив. Какие «несмертельные» спецсредства есть на вооружении у наших милиционеров? Спецкорам «СБ» представилась эксклюзивная возможность побывать на занятиях сотрудников минского полка милиции специального назначения и изучить широкий спектр «нелеталки».

Как тут не сдрейфить?

На вид карабин КС–23 — грозное оружие. Беру эту «игрушку» в руки и чувствую, что в прицеле мне ее не удержать — не моя весовая категория. Впрочем, внешность обманчива. «На самом деле, — по ходу инструктирует меня заместитель начальника отдела полка милиции специального назначения ГУВД Мингорисполкома, подполковник милиции Василий Свистунов, — КС заряжается патронами с газовыми и резиновыми пулями». Такое оружие может сломить волю к сопротивлению, скажем, вооруженного преступника, но не лишить жизни. Моделируем ситуацию: бандит укрылся в квартире многоэтажного дома. Есть риск, что он откроет огонь. С помощью «газово–резинового» карабина усмирить виновника переполоха можно в три счета.

Боец плавно нажимает на курок и газовая пуля, выпущенная с 50 метров (условно стрелок находится в подъезде дома напротив), с легкостью пробивает двойное оконное стекло, рикошетом отскакивает от потолка, падает на пол, и через секунду в воздухе зависает серое облако, заполнившее комнату. Даже в 10 метрах от места приземления пули находиться практически невозможно. Слезы — градом, в горле — пожар. А уж тому, кого слезоточивое вещество окутает с ног до головы, и вовсе не позавидуешь. В эпицентре взрыва концентрация «катализатора» слезной реакции способна вывести из строя даже слона. Так что провоцировать стражей порядка на применение КС я бы не советовала.

Во время уличных беспорядков одним патроном на ситуацию не повлияешь. Требуется средство помощнее. Ручная аэрозольная граната «Дрейф» — то, что надо. Объем аэрозольного облака, вызывающего сильное раздражение слизистой, — 50 кубических метров. Нескольких гранат хватит на средних размеров городскую площадь.

Ближайшие родственники «Дрейфа» — слезоточивые средства из семейства «Черемух». На вооружении у специальной милиции — гранаты «Черемуха–1» и «Черемуха–6». Принцип их действия таков: при приземлении гранаты взрыватель приводит в действие химические компоненты и из корпуса начинает валить едкий дым. Причем, в отличие от первой конструкции, шестая обладает неоспоримым преимуществом: пластмассовый цилиндр нельзя схватить и отбросить в сторону — в «заведенном» состоянии он вертится, как волчок.

Шумовой эффект

Представляете себе дикий рев рокерского мотоцикла? Так вот, по сравнению с шумовым эффектом некоторых спецсредств звук работающего двигателя, считай, — жужжание пчелы. Убедилась лично. Светозвуковое устройство «Заря–2» такое крохотное, что запросто умещается на ладони. А между тем эта малютка способна грохотать с силой 172 децибела. Дополнительный спецэффект — яркая слепящая вспышка света. В сочетании со звуком — испытание не для слабонервных, душа уходит в пятки. Миниатюрная «Заря», свидетельствуют профессионалы, просто незаменима при штурмах зданий.

Светошумовая граната «Терен–7М» хороша тем, что предназначена для многоразового использования. В металлический цилиндр заключен заряд с мощным пиротехническим эффектом. «Салют», особенно в темное время суток, получается такой, что человек, оказавшийся вблизи взрыва, в течение нескольких секунд остается неподвижным. Еще бы, ведь по зрелищности «Терен» в действии не уступит извержению вулкана. Одна граната способна посеять панику среди огромного количества людей.

Свистать всех долой!

Спецавтомобиль «Цунами» остудит пыл в считанные секунды. В резервной емкости умещается до 7 тонн воды. Одновременно работают два брандспойта. Дальность струи — 100 метров. И что примечательно, в отличие от предыдущих спецсредств «холодный душ» — белорусская разработка, созданная на основе МАЗа.

Надо добавить, что применение сотрудниками милиции всех перечисленных приспособлений строго регламентировано. Чтобы прибегнуть к помощи «Дрейфа» или «Зари», нужно получить соответствующее разрешение. Выйти за рамки правового поля милиционеры не имеют права.

— Во время несанкционированных массовых мероприятий создается штаб, который руководит действиями милиции, — знакомит с юридическими тонкостями Василий Свистунов. — Руководитель штаба дает команду, какую выбрать тактику. По собственному усмотрению (исходя из обстановки) наши сотрудники могут применить резиновую палку ПР–73, наручники и газовый баллон. Что касается прочих видов нелетального оружия, нужен приказ командира. Кстати, бойцы полка светошумовые, газовые и водные спецсредства еще ни разу во время уличных беспорядков не применяли — только на тренировках. Надеемся, на практике этого делать не придется.

Для сведения, российская милиция вооружается «нелеталкой» очень активно. Одна из последних разработок россиян — бесконтактное электрошоковое устройство АИР–107У, версия американского «Тазера». Мощность у этих «летающих стрелок» — в 5 раз больше, чем у шокера, предназначенного для самообороны. Специалисты утверждают, что даже на пьяных электрический разряд действует отрезвляюще. Однако что если на месте живой мишени окажется «сердечник»? Не приведет ли «шокотерапия» к летальному исходу вместо нелетального? Вооружать ли массово белорусскую милицию такими электрическими штуками — вопрос спорный.

— Опыт многих западных стран, снабдивших своих полицейских электрошокерами, неоднозначен, — высказал свою точку зрения заместитель начальника полка Владимир Галимский. — Есть десятки примеров, когда смерть человека наступала вскоре после «укола» «Тазером». Вряд ли это гуманно — применять электрошокеры так же часто, как наручники.

Собратья «Тазера» есть на вооружении у белорусских спецподразделений, созданных в первую очередь для борьбы с терроризмом. И поводом для их применения может служить только экстренная ситуация. Массовый шок — это все же не по–нашему.

Цифра «СБ»

В 2001 — 2007 годах зафиксировано около 240 случаев смерти людей, против которых незадолго до их гибели были применены электрошокеры «Тазер».

Справка «СБ»

Классикой нелетального оружия считается американский «Тазер». В 1974 году ученый из США Джек Кавер сконструировал пистолет (по форме он напоминает фонарик), стреляющий дротиками–электродами на тонких проводах. Дальность выстрела — до 5 метров. Эксперт НАСА, специалист по исследованию Луны, идею «Тазера» позаимствовал у британского писателя Виктора Эпплтона, вооружившего своего героя электрическим ружьем.

На жалящих дротиках мысль оружейных конструкторов не застряла. В разных странах мира разрабатываются плазменные, микроволновые и лазерные устройства для нанесения «умеренных» ожогов и временного ослепления. В США, например, ведутся испытания электронно–лучевого устройства нелетального действия «Бесшумный страж». С 500 метров энергетический луч проникает в кожу на сотые миллиметра и вызывает ощущение ожога. При этом не оставляет ни волдырей, ни вздутий.

Со временем нелетальное оружие может в корне изменить наши представления о войне, которая постепенно будет превращаться в инструмент управления, а не уничтожения.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter