Какие трудности возникают при приватизации коттеджей в агрогородках

Нелегко купить домик в деревне

О приватизации коттеджей в агрогородках
Отпустить легче, чем вернуть. Но как можно вернуть горожанина-урбаниста к сельской жизни? Нужна, как скажут молодые, конкретная мотивация. И такую мотивацию государство нашло. В больших деревнях стали строить красивые и уютные домики, в народе называемые «президентскими», явно завидуя их обитателям. Но чем больше появляется таких коттеджей, тем больше вопросов задают жильцы о приватизации их. 


Во время командировки в Вороновский район разговорилась с молодой девушкой. Она стояла на крылечке одного из выстроенных в ряд сельских домиков. Подворье утопало в цветах, да и сам дом словно срисован с обложки журнала. 


Илона Кошель, так звали девушку, поведала печальную историю. Несколько лет назад ее родители работали в КСУП «Элит-Агро Больтиники». Отец трудился главным инженером, мама — инженером по технике безопасности. Семейству от хозяйства выделили домик, который был в плачевном состоянии. Но у отца золотые руки — сейчас это лучшая усадьба в деревне. Через 4 года контракт с отцом не продлили, и начались судебные тяжбы. За дом. 


Сам Николай Кошель намерен отстаивать свои права, сколько потребуется, но два суда он уже проиграл. Со дня на день состоится третий, но будет ли он успешным для сельчанина — пока говорить рано. У Николая Николаевича за плечами 45 лет трудового стажа, из них 35 лет он проработал в сельском хозяйстве. «Уже несколько лет мы с семьей занимаем домик незаконно, но пойти нам некуда. Жена — инвалид 3-й группы, дочка ездит за 10 километров на работу в республиканскую психоневрологическую больницу. Согласен заплатить, сколько скажут. В этот дом вложено слишком много труда и средств, чтобы так просто взять и уйти в никуда», — делится наболевшим Николай Кошель. 


У директора КСУП «Элит-Агро Больтиники» Юзефа Сурконта своя позиция, и менять ее он также не намерен. Достаточно успешное хозяйство не спешит отдавать дома, построенные в 2001—2007 годах по льготным 3-процентным кредитам. Такое решение приняли на заседании с участием членов коллектива. Дома, построенные значительно позже, можно приватизировать, выкупая как коммерческое жилье. Так руководитель решил удержать кадры. Но как же быть с теми, кто отработал десять или двадцать лет? Юзеф Сурконт рассуждает так: если человек достойно отработал, скажем, 30 лет, в этом случае можно принять решение на уровне райисполкома и разрешить выкупить дом. Правда, признается, пока таких прецедентов не было. 


Законно, но несправедливо. Такую мысль высказывает по поводу этой истории председатель Лидского межрайонного комитета государственного контроля Иван Климович. Действительно, Указ № 253 Президента дает право определять формулу отчуждения жилья на селе органам управления. Но сельчане из разных уголков Гродненщины все активнее обращаются за помощью и поддержкой. Мол, трудились в тяжелейших условиях и остались с носом. У каждого своя история, свои жизненные трудности. Во время недавней прямой линии в Вороновском районе пять из шести дозвонившихся обратились именно по поводу покупки жилья. В их числе и Николай Кошель. Он не может получить согласование на покупку дома. При этом подвергается выселению через суд, поскольку 2 года до пенсии не работал в СПК.


Сельчане не перестают удивляться и сравнивать: мол, в соседних хозяйствах все дома выкупили, а мы чем хуже? Действительно, в соседнем Лидском районе РСУП «Совхоз «Лидский» разрешил выкупить домики всем желающим. Но специалистов комитета госконтроля больше волнуют другие факты: бесхозяйственность некоторых руководителей. Строят новые домики, залезая в долгосрочные кредиты. А рядом с возводимыми разваливаются дома, построенные всего десять лет назад. Почему же нельзя отдать это жилье тем, кто в нем по-настоящему нуждается? Строить строят, а план по вводу жилья на селе выполнили только 6 из 17 хозяйств области.


По поводу построенных сельских «квадратов» у специалистов возникает еще больше вопросов. В СПК «Бердовка-Агро» Лидского района обследовали пять домиков. В одном — протекала кровля, в другом — в ванной комнате и котельной не было вытяжек. Отмостка домов, скорее, построена для их постепенного уничтожения. Кое-где уже разбиты стекла в оконных проемах. Полы положены сырой доской. В целом, картинка невеселая. Да и цена за эту «красоту» смущает. Если изначально домики сдавались примерно за 15 тысяч долларов, то сейчас на те же стены уходит до 150 тысяч долларов (1,2—1,8 млрд. рублей). За такие деньги можно добротный коттедж с евроремонтом построить. 


Где-то жилье на выкуп жалеют, а где-то можно увидеть совершенно дикую картину. Те самые дома, на строительство которых ушли немалые государственные средства, разрушаются. Земельные участки заросли сорняками и бурьяном. Все, что можно было оторвать, открутить, отломать, уже утащили. В СПК «Совбел» Сморгонского района насчитали шесть пустующих домов. Такая же ситуация по заселению в СПК «Агро-Липнишки» Ивьевского района. По области таких примеров десятки, нет смысла перечислять все. 


Что же получается: сам не гам и другому не дам? Контролирующие службы уверены: если в решении жилищного вопроса на селе дела и дальше пойдут в том же духе, перспективы закрепления кадров в хозяйствах будут выглядеть крайне туманно. В ближайшее время все спорные и проблемные вопросы обсудят на областной коллегии.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА


tanula.k@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter