Нелегкий процесс прощания с финансовой иглой

За последнее десятилетие на сельское хозяйство в Беларуси потрачено 40 миллиардов долларов

За последнее десятилетие на сельское хозяйство в Беларуси потрачено 40 миллиардов долларов
За последнее десятилетие на сельское хозяйство в Беларуси потрачено 40 миллиардов долларов. А продукции крестьяне произвели и сумели продать лишь на 34 миллиарда. Отрицательный баланс. Можно, конечно, сослаться на то, что деньги еще в обороте, как, например, при строительстве молочнотоварных ферм, и еще себя не окупили. Но в прошлом году объем производства продукции в сельхозорганизациях по сравнению с предыдущим годом сократился на 3,4 процента. Количество убыточных хозяйств без господдержки возросло в 1,8 раза и достигло более 900. Их суммарный убыток увеличился в 3,8 раза. Многие держатся только за счет дотаций. Президент не раз преду­преждал, что пора отвыкать от «финансовой иглы». Теперь эти слова легли в основу нормативных документов.

С февраля межведомственная рабочая группа по поручению Президента разбирала АПК по полочкам: какие там проблемы и возможные пути их решения. В состав группы вошли председатели облисполкомов, ученые, руководители известных хозяйств. Действовали по принципу «семь раз отмерь — один отрежь». Более полутора тысяч человек участвовали в обсуждении. Четыре подписанных Президентом 17 июля указа — совместный плод кропотливой работы.

Не обошлось без дискуссий и споров, что, впрочем, понятно. Ведь на повестке — развитие важнейшей отрасли для страны.

— Все документы взаимосвязаны между собой, а значит, и должны рассматриваться с учетом интересов всех аграриев, — так прокомментировал указы член рабочей группы, председатель СПК «Першаи–2003» Воложинского района Евгений Скрундь. — И если кое–кто рассчитывал на прощение долгов, то он получил однозначный и убедительный ответ: списания задолженности по кредитам не будет, речь может идти только о реструктуризации и отсрочке. Государство никогда не отказывало сельскому хозяйству в поддержке. Свое плечо оно будет подставлять и дальше. Но нам в первую очередь надо рассчитывать на собственные силы. Подарков за счет государства больше не будет. Финансовая поддержка, без которой АПК не обойтись, станет только адресной, под конкретные проекты, соответствующие бизнес–планы, чтобы вкладываемые средства давали отдачу. Это правильный подход. Дело в том, что некоторые сельхозпредприятия уже давно обанкротились. Поэтому их лучше передать тому, кто в силах их поднять.



В стране создаются более благоприятные условия для инвесторов, желающих купить нерентабельную сельскохозяйственную организацию. На этом акцентирует внимание руководитель межведомственной рабочей группы Премьер–министр Михаил Мясникович. Если раньше инвесторы или крепкие хозяйства, которые могли бы присоединить к себе неплатежеспособные хозяйства, не решались идти на риск ввиду больших долгов этих организаций, то принятые документы позволят решать эти вопросы более эффективно. Речь в первую очередь идет о реструктуризации задолженности. «Кроме того, где–то мы пойдем на то, чтобы в еще большей степени удешевить процентные ставки по кредитам, особенно тем, которые направлялись в инвестиционные проекты», — пообещал руководитель Правительства. По его словам, такой «залповой» нагрузки, которая прежде была большим обременением для инвесторов, уже не будет.

В комментарии к указам Михаил Мясникович коснулся и приватизации, которую Президент пообещал неэффективным сельхозпредприятиям. «Задача была поставлена четко, и мы в Правительстве ее поддерживаем — делаться это будет уже без руководителя, который довел хозяйство до такого состояния, а также без специалистов, допустивших его устойчивую неплатежеспособность». По мнению Премьер–министра, это должно встряхнуть кадры и заставить их выходить на рентабельную работу.

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич обращает внимание на то, что упрощается процедура продажи сельскохозяйственных предприятий. Это предусмотрено Указом № 349 «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов)». По ее словам, указ способствует соблюдению и защите прав и охраняемых законодательством интересов граждан, а также интересов государства при реорганизации сельскохозяйственных производственных кооперативов. Конкретизируются права и обязанности собственника. Упрощается процедура привлечения инвестиций и оказания господдержки с последующим увеличением доли государства.

Говоря еще об одном документе — указе № 347 «О государственной аграрной политике», — замминистра отметила, что он определяет перспективные цели и принципы, а также механизмы оказания государственной поддержки организациям АПК. Документ предусматривает совершенствование механизмов господдержки АПК с учетом Концепции скоординированной агропромышленной политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и норм ВТО.

Думаю, надо обратить внимание и на условия льготного кредитования программ, реализуемых в агропромышленном комплексе. Теперь деньги можно получить исключительно под перспективные проекты, которые могут принести реальную отдачу. Не обижены и банкиры. В документах заложен механизм компенсации потерь банкам от выдачи льготных кредитов.

Повышение эффективности сельского хозяйства надо рассматривать в комплексе, считает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Виктор Щетько. Каждый указ Президента дополняет другой, и без какого–либо одного нельзя добиться результата. Поэтому все эти нормативные акты — составляющие единой программы оздоровления агропромышленного комплекса.

P.S. С текстом указов можно ознакомиться на сайтах www.president.gov.by и www.belniva.by

Александр ШЕВКО

Фото   Павла ЧУЙКО

Советская Белоруссия №136 (24519). Вторник 22 июля 2014 года

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Николай Васильевич, Минск
Да, цифры удручают… Я понимаю, что еще не все вложенные в АПК средства, как говорится, дали результат. Но все равно тенденция настораживает. Какой тут может быть выход? Думаю, есть смысл постепенно отойти от практики крупных агропромышленных предприятий. Точнее, реорганизовать те, кто плохо сводит концы с концами. На их основе можно создать ряд самостоятельных небольших сельхозпроизводств, которые более адаптированы к условиям рынка, легче модернизируются и четко ориентированы на выпуск конкретной продукции…
со стажем
За вбуханные деньги , извините уж, надо спрашивать с каждого председателя– куда потратили, какое оборудование купили, какие фонды обновили… частники считают каждую копейку, наизнанку вывернуться, И хоть не все из них работают честном, , но дело знают ипринцип один – не выплывешь сам, добрый дядя не поможет… Наверное и некоторым руководителям на селе надо рассчитывать тоже только на себя..
Провинциал
А что сказано в указах по закреплению кадров на селе? Без квалифицированных специалистов сложно вывести СПК на безубыточную работу. В этом году в сельхозвузах большой недобор. Да и те кто поступил, не все планируют работать в сельском хозяйстве, а поступают ради диплома о высшем образовании, а ставши молодыми специалистами, ждут - не дождутся, когда закончится время отработки, чтобы уехать в город.
Андрей К
Перспективный проект? Нет проблем - большой опыт уже накоплен в деревообработке. Да и в самом агропроме за последние 20 лет масса "перспективных" проектов реализована (т.е. успешно провалена). А если серьезно, за кого правительство нас принимает?
Татьяна
ДА НЕ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ВЛОЖИЛИ, А В ПЕРЕРАБОТКУ И ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Работаю в сельском хозяйстве почти 22 года и ни разу не было такого, чтобы государственные вложения превышали полученную выручку...... ПОСТРОИТЬ С ПОМОЩЬЮ ПОДРЯДЧИКА ДОМ НА СЕЛЕ СТОИТ 1-1,5 МЛРД....
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?