Нелегкий хлеб легпрома

Дзержинское ОАО «ЭЛИЗ», которое посетил Президент, одно из относительно успешных предприятий белорусского легпрома...

Дзержинское ОАО «ЭЛИЗ», которое посетил Президент, одно из относительно успешных предприятий белорусского легпрома. Можно смело поручиться, что в гардеробе абсолютного большинства мужчин, которые носят рубашки, есть хотя бы одна этой марки. Скажем за это большое спасибо преимущественно женскому коллективу фабрики. В канун 8 Марта энергетика этого доброго слова придется очень кстати. А заодно пожелаем больше успешности и предприятию, от которого зависит достаток его тружениц. В этом плане акционерному обществу еще есть к чему стремиться.


Впрочем, вся наша легкая промышленность достаточно долгое время считалась одной из наиболее тяжелых отраслей экономики. Постепенно ситуация выправляется, но до идеала надо пройти еще определенный путь. С одной стороны, ряд важных параметров работы выглядит вполне пристойно. Например, чистая прибыль предприятий концерна «Беллегпром» (в его курации 23 швейных предприятия, которые дают 70 процентов производимых в стране изделий) за прошлый год увеличилась в 1,2 раза. Неплохая рентабельность продаж — 18,3 процента. Сальдо внешней торговли — положительное — почти 90 млн. долларов. Но при этом в отрасли достаточно высокий процент износа оборудования. И, что, пожалуй, самое тревожное, довольно низкий средний заработок. В прошлом году — немногим меньше 3 млн. 200 тысяч рублей. Хотя в январе этого года этот показатель уже подтянули к 4 млн. 78 тысячам. Но и это еще не необходимый эквивалент 500 долларов.


Низкие зарплаты слабое место и ОАО «ЭЛИЗ». Всего 2 млн. 632 тысячи по прошлому году и 2 млн. 636 тысяч — в январе нынешнего. И это при том, что в технологическом плане фабрика одна из самых передовых в отрасли. Уже сегодня здесь износ активной части основных средств примерно на уровне 40 процентов. К этому параметру должен выйти весь концерн по своей программе модернизации только к 2015 году. Но как же так, задавал резонные вопросы Президент, если «ЭЛИЗ» — образец модернизации, то есть то, к чему надо стремиться, почему здесь такие низкие заработки, не впечатляют налоги, проблемы с экспортом, сальдо внешней торговли отрицательное, а на складах скопился товар?


Председатель концерна «Беллегпром» Михаил Сучков и генеральный директор ОАО Юрий Лукашевич проблем не отрицали. Объясняли их объективными причинами. Например, раньше экспорт швейников во многом был ориентирован на продажу услуг. Шили по заказам и из материала иностранных партнеров. Но в стремлении повышать доходы персонала эта часть работы становится все менее конкурентоспособной. Доля оплаты труда в ее себестоимости высока, а заказчики поднимают расценки с неохотой. Путь только один: повышать долю продаж собственного товара. Для этого на предприятии и проводится модернизация.


Президент прошел по цехам и убедился лично: часть оборудования обновлена. Не буду утомлять читателя специальными названиями автоматизированных станков, но они значительно облегчают труд сотрудниц, с одной стороны, и делают его более производительным — с другой. И это лишь часть пройденного пути. Программа техперевооружения рассчитана до 2015 года и позволит добиться, уверяет Юрий Лукашевич, значительного прогресса в работе. Хотя есть и одна системная проблема. Гендиректор посетовал на то, что крупные импортеры одежды платят 10–процентную пошлину на ее ввоз. Швейники же должны отчислять 15 процентов при закупках за рубежом сырья. Это головная боль уже всех коллег по Таможенному союзу, и ее следовало бы решать сообща.


А пока «ЭЛИЗ» не только обновляет производство, но и учится грамотно продавать продукцию. Александр Лукашенко посетил расположенный здесь же фирменный магазин. Ассортимент здесь достаточно эффектно представлен полный: костюмы, рубашки, галстуки, пальто, трикотаж. Формируется он в сотрудничестве с другими предприятиями легпрома. Логичный подход, позволяющий потенциальному покупателю сразу получить представление, как будет выглядеть тот или иной элемент одежды в сочетании с другими. По такой модели будет развиваться вся фирменная торговля предприятия.


Что ж, будем надеяться, что время покажет правильность стратегии, определенной менеджментом ОАО «ЭЛИЗ». А на предприятии был поднят еще один важный вопрос. Первый вице–премьер Владимир Семашко предложил новую концепцию модернизации минского ОАО «Камволь». За первый проект Александр Лукашенко раскритиковал Правительство. Предлагалось чуть ли не снести старые корпуса и на их месте построить новое предприятие. Позже, во время посещения Президентом предприятия, выяснилось, что можно использовать и имеющиеся площади, что обойдется значительно дешевле. Недаром Александр Лукашенко постоянно указывает, что в таких замыслах надо буквально все «щупать руками». Похоже, это подтолкнуло Правительство к тому, что оно «нащупало», как удешевить проект еще практически втрое. Оказывается, часть производственных мощностей можно разместить на более современном минском ОАО «Сукно». С задействованием персонала «Камволя». Оставшуюся часть — на Слонимской камвольно–прядильной фабрике. Площади «Камволя» при этом имеет смысл передать в коммунальную собственность. Таким образом, достижение изначально задуманных и даже более высоких параметров модернизации производства обойдется примерно в 96 миллионов евро при планируемых ранее инвестициях 273 миллиона. Плюс экономический эффект даст более рациональное использование освободившихся площадей городом.


Александр Лукашенко с интересом выслушал новое предложение. Обещал его детально изучить. Но окончательное решение будет принято после посещения «Сукна» и фабрики в Слониме. Еще одна рельефная иллюстрация к всегда актуальному тезису о том, что судьба предприятий и их коллективов должна решаться непосредственно на месте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
александр
С увеличением налога предприятие станет банкротом.
Петр,пенсионер
Да,проблем у легкой(тяжелой) промышленности хватает и главное,что под маркой "Сделано в Белоруссии" практически 100% импорт - сырье,фурнитура,оборудование все из-за рубежа,плюс огромная конкуренция на внешних рынках(Россия). С Китаем,Индией,Пакистаном,Турцией,где в основном свое натуральное сырье(хлопок,шелк, шерсть),которые еще и сами частично производят оборудование,особенно Китай(практически все свое),конкурировать очень сложно.Если сравнить подобные фабрики как наша с Китайской,то разница существенная особенно в количестве работающих и масштабах выпускаемой аналогичной продукции - в десятки,а то и в сотни раз, и,следовательно, себестоимость изделий намного ниже,Техническое перевооружение ОАО "Элиз" провел,но еще пару тройку лет надо будет,а может и больше рассчитываться по кредитам за оборудование,постоянные закупки импортного трикотажного полотна,тканей,фурнитуры и как было отмечено с большим процентом пошлин,так что еще не очень скоро зарплаты существенно повысятся.Далее, критический срок работы швейного оборудования 5 лет и снова надо обновлять парк оборудования, и снова закупка 100 процентного импорта (цена швейной машины колеблется от 1,5 тысяч евро до 10 тысяч),а их нужны сотни.Вот почему легкую промышленность называют тяжелой.Казалось мы имеем свое единственное сырье лен,но вот уже почти десятилетие,вложив десятки миллионов долларов в техперевооружение льнокомбинатов (особенно оршанского) существенной отдачи не получаем по причине не качественного сырья,также имеем искусственные волокна и полотна из него,но цена "кусается" для наших швейников - разные ведомства,химволокно это "белнефтехим",ну могли бы как то договориться на уровне правительства и для "своих" снизить отпускные цены,хотя бы до уровня себестоимости или на 1-2% выше,так нет.И по комвольному производству вопросов больше,чем ответов и все в первую очередь будет упираться в сырье(шерсть),как мы знаем ее у нас нет,а обещания Министерства сельского хозяйства,что в ближайшее время будет развито овцеводство,могут не оправдаться,так что правильно сказал Президент,все надо сто раз просчитать,тем более,что оборудование, опять же 100% импорт,будет стоить десятки миллионов долларов.
Алексей Гр.
Могут, если захотят… Никто не требует от нашей легкой промышленности выдавать сорочки «от кутюр», но вещи повседневного спроса мы в состоянии делать хорошего качества. Когда еду в Москву к друзьям, каждый раз везу для детишек костюмчики или курточки из нашего льна… Всегда принимаются на «ура». В таком же духе надо развивать производство.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости