Итоги круглого стола под заголовком «Один конфискованный бус — и нелегалов на дороге не стало бы» мы опубликовали 11 декабря 2021 года в № 145. Депутат Палаты представителей Национального собрания, заместитель директора «Миноблпассажиртранса» и управляющий частным автотранспортным предприятием в конференц-зале издательского дома «Беларусь сегодня» искали ответы на острые вопросы. Например, стоит ли пересматривать соцстандарты на селе в пользу экономики автотранспортных предприятий и как обеспечить честную конкуренцию в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

В ходе дискуссии говорили и о перевозчиках, которые работают в регулярном сообщении под видом нерегулярных. Уводят клиентов и наносят удар по экономике частников-официалов и государственных автопарков. По словам управляющего предприятием «ГЛЦ» Вадима Жилинского, с такими деятелями давно пора действовать четко: остановил — и конфисковал автобус:
— Одного прецедента на страну достаточно, чтобы на следующий день к оператору выстроилась очередь и все захотели работать легально. У поляков транспортных инспекторов называют «чернорубашечники», любой коммерческий перевозчик боится их как огня. Даже в России у транспортной инспекции полномочий больше: останавливает инспектор «нерегулярщика», видит, что перевозка незаконная, людей высаживает на улицу, автобус отправляет на штрафстоянку. И в следующий раз пассажир сто раз взвесит, к кому в салон сесть: легалу или нелегалу?

Инспекция же имеет дело с автомобильными перевозчиками, которые выполняют регулярные перевозки под видом нерегулярных. Конфискация транспортного средства в этом случае нарушителю не грозит. Тем не менее в бездеятельности транспортников обвинить нельзя. За 11 месяцев прошлого года 127 субъектов хозяйствования экономическими судами привлечены к административной ответственности, и это по материалам Транспортной инспекции. Повторюсь, речь о тех самых перевозчиках, которые под видом нерегулярных выполняли регулярные перевозки пассажиров без заключения договора с оператором и без лицензии.
Как в целом инспекторы строили работу по наведению порядка в междугородных автомобильных перевозках пассажиров в 2021-м? Проверено более 3,6 тысячи транспортных средств, перевозивших пассажиров. Выявлено свыше 1,5 тысячи нарушений законодательства в области транспортной деятельности, почти тысяча лиц привлечена к административной ответственности.
В 2020—2021 годах Транспортная инспекция также вела совместный контроль с операторами перевозок пассажиров в регулярном сообщении, управлениями госавтоинспекций МВД, инспекциями Министерства по налогам и сборам на предмет того, придерживаются ли перевозчики расписания и маршрута движения. Всего состоялось более тысячи проверок.

Какая в целом картина? В Брестской и Витебской областях автомобильные перевозчики выполняют междугородные перевозки только в регулярном сообщении. В Гомельской оператор заключил за год дополнительно 37 договоров об организации перевозок в регулярном сообщении (рост в 3,2 раза), на регулярные маршруты поставлено 119 транспортных средств (рост в 4,3 раза). В Гродненской области плюс 35 новых договоров на регулярные перевозки (рост в 1,5 раза), плюс 65 автобусов поставлено на регулярные маршруты (рост в 1,3 раза).
Транспортная инспекция поблагодарила «Сельскую газету» за информацию, которую учтут при проведении контроля.
ostapchuk@sb.by