Некукольные страсти

Для Гродненского областного театра кукол аншлаги не в диковинку, его спектаклями восторгаются и за рубежом

Для Гродненского областного театра кукол аншлаги не в диковинку, его спектаклями восторгаются и за рубежом

Кто сказал, что сцена театра кукол годится лишь для “Трех поросят” и “Красной Шапочки”? А как насчет серьезной драматургии — Шекспира, Гоголя, Гусовского? Или вы считаете, что куклы никогда не передадут образ коварного Макбета,  старой графини из “Пиковой дамы” или заложившего свою душу Фауста? Еще как! Лауреат специальной премии Президента, коллектив Гродненского областного театра кукол доказывает это своему зрителю уже не один год. А зритель в свою очередь верит гродненским кукольникам и с радостью приходит на его спектакли.

 Главный режиссер Олег ЖЮГЖДА:

— Точно знаю, что зарубежные постановки и побогаче, и потехничнее наших. Но мы все это возмещаем другим — актерской игрой и интересной концепцией. Куклы могут только то, что они могут.

Ну, может, чуть-чуть больше. Куклы прежде всего остаются куклами, и их нельзя ставить на одну доску с актерами. Правда, в том, что они “не могут”, в их ограниченности, уязвимости заключается та хрупкость, которая нас и привлекает.

Фурор “Пиковой дамы”

— Много ли вы знаете театров кукол, которые, скажем, ставят “Фауста” Гете? — рассуждает директор Гродненского театра кукол Мария Шабашова. — Чаще всего зрители воспринимают театры кукол как что-то детское. На сцене же нашего театра идут и Пушкин, и Гусовский, и Купала... У нас есть свой зритель. Наполняемость зала — 99,9 процента на каждом спектакле, а их в нашем репертуаре пятьдесят четыре! Билеты на “Пиковую даму” купить практически невозможно — все разбирают по заявкам.

Это и неудивительно — при вручении II Национальной театральной премии “Пиковая дама” победила в четырех номинациях из девяти, в том числе завоевала главный приз за лучший спектакль. Не счесть наград и на международных фестивалях.

— Мир кукол очень тонкий и беззащитный — как мечта, сон, иллюзия, — говорит главный режиссер Гродненского кукольного театра Олег Жюгжда. — Возможно, это и манит зрителя, который на кукольных спектаклях словно переносится в детские годы, время, когда он верил в то, что чудеса реальны. А когда кукла становится рядом с актером, на равных, вот тогда и проявляется наглядно, кто чего достоин, кто кого сильнее в выразительных средствах. Именно на таком контрасте и построена “Пиковая дама”.

Конечно, многие, приходя в театр, недоумевают: как в кукольном театре можно ставить взрослые спектакли? Но, по мнению главного режиссера, кукла способна намного интереснее, чем актер, передавать философичность и глубину произведений. Ведь кукла всегда подразумевает наличие того, кто ею управляет, — это уже отсылка зрителя к извечным философским рассуждениям.

Куклы над Неманом

О театральных экспериментах гродненцев наслышаны в далеком и ближнем зарубежье. Недаром специальная премия Президента вручена коллективу театра за значительный вклад в развитие не только театрального искусства, но и международных культурных связей.

— На этот год наш театр получил восемнадцать приглашений за рубеж. Нас ждут в Сербии, Чехии, Болгарии, Венгрии, России и других странах, — рассказывает Мария Антоновна. — Ни с одного фестиваля, где мы побывали в прошлом году, не возвратились с пустыми руками. С последнего международного театрального фестиваля “Васара-2013”, который проходил в Литве, привезли Гран-при, его нам вручил посол Беларуси в Литве. Наш театр пропагандирует белорусское театральное искусство за рубежом. И надо сказать, что иностранцы знают о нас больше, чем некоторые белорусы.

В свою очередь и зарубежные коллективы не отказывают гродненскому театру погостить в его стенах и порадовать нашего зрителя своими постановками. Ежегодно в мае здесь проходит международный праздник-фестиваль театров кукол “Куклы над Неманом”. А в этом году Гродненский театр кукол инициировал еще один проект — “Шекспириаду”, приуроченную ко дню рождения английского драматурга. Театральные вариации на шекспировские темы покажут хозяева праздника, их коллеги из Могилева и польского Торуня.

Театр как семья

— Нынешний год будет очень насыщенным. Впрочем, как и все предыдущие, — уточняет Мария Шабашова. — Порадуем зрителей несколькими премьерами. В марте презентуем “Бибигон” для детей, чуть позже — “Демон” Лермонтова для взрослых. В ближайшее время готовим для гродненцев карнавальный кукольный бал, который пройдет вечером 13 января. В старый Новый год покажем детский спектакль глазами взрослых, будем водить хороводы и слушать живую музыку — все, что положено на новогоднем вечере.

В чем же успех Гродненского театра кукол?

— Секрет, конечно, в главном режиссере, — не скрывает Мария Шабашова. — Иметь такого режиссера, как Олег Жюгжда, который определяет репертуар и подбирает актеров, дорогого стоит. К тому же у нас очень крепкий слаженный коллектив. Актеры работают в театре по двадцать-тридцать лет, и у каждого за плечами — высшая театральная школа, питерская или минская. Да что говорить, весь театр как семья, у нас нет случайных людей. Лично я служу в театре уже тридцать четыре года. И все мы любим то, что делаем. Если мы не будем любить кукол, свои спектакли, их не будет любить и зритель.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter