Некрасивый бизнес редко приносит прибыль

Тот, кому довелось посещать крупные  международные сельскохозяйственные выставки, мог заметить, как скромно выглядит дизайн некоторых моделей отечественной техники на фоне заграничных образцов

Тот, кому довелось посещать крупные  международные сельскохозяйственные выставки, мог заметить, как скромно выглядит дизайн некоторых моделей отечественной техники на фоне заграничных образцов. На первый взгляд кажется: разве в этом дело?! Главное — качество и приемлемая цена. Однако в нашем постиндустриальном обществе так и склоняешься к мысли, что хочется видеть вокруг себя больше красоты, начиная с элементарных мелочей и заканчивая производственными зданиями, транспортными средствами, торговыми точками… Чтобы в перспективе избежать проблем со сбытом, необходимо разворачивать работу не только по созданию собственных технологий, но и осваивать выпуск дизайноемкой продукции, считают эксперты. 

Мало кто возьмется оспаривать утверждение, что школа промышленного дизайна в Беларуси существует. Например, в Белорусской государственной академии искусств на факультете дизайна и декоративно-прикладного искусства готовят специалистов по самым различным направлениям: объемный дизайн (изделий бытового потребления, средств производства и транспорта, мебели), дизайн предметно-пространственных комплексов, дизайн костюма и тканей… Важно, что студентов обучают не только поиску красивых форм и решений, но и тонкостям их воплощения в современные материалы, с учетом технологических возможностей. Однако сегодня перед выпускниками факультета стоит дилемма: искать сферу приложения своих знаний за границей или переквалифицироваться в более востребованных на отечественном рынке специалистов, например, дизайнеров-графиков. Принято считать, что промышленный дизайн  — это дополнительные расходы на производство продукции, и немалые. Но фактически хороший специалист в этой сфере очень важен для производителя, поскольку грамотная компоновка материалов и более выгодное их использование позволяет снизить материалоемкость, а за счет внешней эстетики привлечь к товару более широкий круг покупателей. Говорят, что второй возможности создать первое хорошее впечатление не бывает, и от дизайнера зависит, каким увидят «лицо» белорусских товаров и экономики в целом не только отечественные, но и зарубежные потребители. 

Известно, что многие развитые страны на уровне государственной политики уделяют особое внимание визуальной составляющей товаров и услуг. При правительственных органах создаются комитеты по дизайну, которые проводят своеобразную госприемку всех товаров, производимых внутри страны и закупаемых за границей. Подобные структуры существуют, например, в Финляндии, Швеции. Белорусские эксперты ожидают, что и в нашей стране такое внимание со стороны государства к проблемам «лица» отечественной экономики сыграло бы свою положительную роль. 

Образ компании создается, как правило, соединением различных графических элементов, таких, как фирменный знак, логотип, оригинальные гарнитуры шрифтов, фирменные цвета, бланки для письменных, электронных и факсимильных сообщений, визитки… Список может быть расширен за счет фирменной одежды для сотрудников, интерьера офиса, сувенирной продукции, вплоть до запонок для руководства компании. За подробный каталог корпоративного стиля, или брендбук, клиенты в промышленно развитых странах готовы платить около 2 миллионов евро. Сфера приложения творчества промышленных дизайнеров очень широка: это промышленные изделия, архитектурная пластика, предметы интерьера, образы для компьютерной индустрии и многое другое. На Западе услуги дизайнеров особенно ценятся. Разработка внешнего облика пластикового ведра может обойтись заказчику в десятки тысяч долларов. Отечественным специалистам этого профиля, равно как и российским, такие гонорары, пожалуй, и не снились. Однако услуги промышленных дизайнеров на российском рынке становятся все более востребованными. Сегодня в России о значимости этого направления говорят не только профильные специалисты, но и правительственные чиновники. В 2006 году руководством страны принята концепция развития дизайна до 2008 года. Заметим, что особенно благополучно выглядит ситуация в российской столице: здесь работают наиболее продвинутые дизайнерские бюро и студии, проводятся выставки и конкурсы. 

Опыт отдельных белорусских компаний, прежде всего частных, показывает, что грамотное наложение дизайна на производство значительно повышает конкурентоспособность на рынке. Однако осваивают это направление единицы. «Движение на белорусском рынке есть, но оно вялое, — считает креативный директор “Shishkoff Brand Center” Алексей Шишко. — На большинстве предприятий просто не понимают, что образ нужно менять с головы. Может быть, конкуренция еще недостаточно серьезная». Впрочем, дело не в одной конкуренции. Считается, что дизайн начинает эффективно работать при отлаженной системе производства и продаж — именно на этом этапе на предприятиях задумываются о формировании собственного стиля и создании уникальных для рынка продуктов. В условиях равных цен и сходных функциональных характеристик продукции оригинальный дизайн может стать единственным критерием, который повлияет на потребителя. И в первую очередь это относится к товарам массового спроса, хотя промышленный дизайн оправдывает себя в любой отрасли. Например, в машиностроении визуальные характеристики продукции, а также ее функциональность очень важны. Надо признать, что сегодня время от разработки дизайнерского проекта сложной техники до ее выпуска сокращается (раньше на это уходил не один десяток лет). Но проблемы остаются: многие задумки дизайнера, констатируют эксперты, по дороге к конвейеру просто теряются. Практически на каждом белорусском заводе есть неплохие по квалификации дизайнеры, однако их знания используются далеко не в полной мере. Как правило, промышленным дизайном занимаются не специально обученные этой профессии люди, а технологи, инженеры-конструкторы… В то время как образ товара должен стать результатом совместной работы очень многих специалистов. Несмотря на наличие предложения услуг промышленных дизайнеров и возрастающий спрос, рынок пока в зачаточном состоянии. И если небольшие предприятия уже начинают задумываться о значении внешней эстетики для успешного продвижения на рынке, то с крупными производителями все несколько сложнее. 

Между тем в борьбе за мировые рынки сбыта зарубежные компании ушли далеко вперед, точнее, углубились на уровень промышленной психологии, эргономики и антропометрии, технической эстетики… Все эти компоненты и входят в понятие «промышленный дизайн». 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter