«Девушки могут пилить и строгать ничуть не хуже парней». 21-летняя Надежда Шварко ведет уроки технического труда в Озерцовской средней школе
19.12.2019 13:45:00
Виктория КРУПЕНЬКОВА
Кабинет № 13 можно найти по звуку – стуку молотков, мерному гулу токарного станка и взвизгиванию впивающихся в дерево ножовок. Именно здесь, в Озерцовской средней школе Минского района, проходят уроки технического труда. Что удивительно, ведет их не суровый усатый трудовик, а 21-летняя выпускница Индустриально-педагогического колледжа Надежда Шварко, которая уверена, что девушки могут пилить, строгать и орудовать лобзиком ничуть не хуже парней.
Надежда Шварко умело управляется и с киянкой, и с лобзиком
– Помню, как впервые пришла на занятие в шестой класс. По плану я должна была учить ребят работать ножовкой, поэтому нарисовала на деревянной заготовке прямую линию и стала показывать, как пилить. «А почему вы остановились? – спросили ученики, когда я решила сделать паузу. – Пилите до конца!» Видимо, проверяли, умею ли я вообще пользоваться инструментом. А на следующем занятии попросили снова: «Давайте вы еще раз деревяшку разрежете. Мы тут подумали, что на прошлом уроке вам просто повезло…»
Надежда родом из Кобрина. В Индустриально-педагогический колледж поступила, чтобы стать учителем черчения (уж очень ей нравился этот предмет), получив «технический труд» в нагрузку. А в итоге запасной вариант стал для нее основным. Впрочем, Надя не расстроилась:
– Технический труд полюбила еще в колледже. Проводилось так много практических занятий, что у меня было всего два варианта – или полюбить то, что делаю, или забирать документы. Остановилась на первом. В результате к выпуску уверенно управлялась с любым инструментом – от лобзика до токарного станка.
Когда ребята из 8 «Б» говорят знакомым, что уроки труда у них ведет хрупкая 21-летняя барышня, многие не верят
– В программе есть рекомендации, как лучше отработать тему на практике, но я нередко заменяю вариант на свой. Например, чтобы закрепить тему шиповых соединений, ученикам предлагается сделать рамку для фото. Но, во-первых, сейчас далеко не все распечатывают снимки – предпочитают хранить их онлайн. Во-вторых, я давно заметила, что мальчишки выполняют задание охотнее, если делают это не для мамы и школы, а для себя. Хоть они и кажутся взрослыми, но – поверьте – все рады поиграть с деревянным самолетом.
Выпиленные лобзиком пазлы, подставка под телефон в виде миниатюрной туфельки – подарок мамам на Восьмое марта… У каждого восьмиклассника за годы учебы собралась целая коллекция поделок.
– Зачем вам самим делать подставку, если похожую можно купить в любом сувенирном магазине? – пытаюсь поддеть парней.
– А почему бы не сэкономить, раз есть такая возможность? – пожимает плечами Максим Воропай. – Кроме того, фабричные сувениры часто бывают хлипкими, а когда делаешь для себя, стараешься, чтобы вещь была крепкой, надежной.
– К сожалению, так рассуждают не все, – замечает Надежда Геннадьевна. – В каждом классе есть школьник, который уверен, что ему уроки труда не нужны, мол, если что-то понадобится – пойду и куплю. Объясняю, что, как бы ни изменилась наша жизнь в последние десятилетия, умение забить гвоздь, повесить полку, отремонтировать расшатавшуюся табуретку ценится по-прежнему. И если раньше эти знания часто давали отцы и деды, то сейчас только и надежды, что на уроки труда. Например, некоторые ученики на моих занятиях впервые увидели лобзик.
– Школьный кабинет труда обеспечен всем необходимым, так что это, скорее, педагогический момент. Лобзики часто ломаются, но когда инструмент свой, а не школьный, ребята относятся к нему бережнее.
Оторвавшись на минуту от верстака, парни рассказывают, что уроки труда им нравятся («я как-то даже в столовую опоздал – так хотел задание доделать») и что новые навыки не раз пригодились им в жизни («у меня брат надстраивал второй этаж в гараже, так я ему все время помогал – он даже удивился, как много я умею»). Сетуют только, что занятий мало – одно в неделю. У пяти- и девятиклассников тоже по одному уроку, в шестом и седьмом классе – по два, показывает учебные планы Надежда Шварко:
– В целом программа мне нравится. Теория сведена к необходимому минимуму: например, в восьмом классе 80 процентов занятий – практические. Учебники тоже хорошие, в них много схем и рисунков. А в конце темы, что особенно импонирует, небольшой экскурс в историю: где применялся такой инструмент или метод в древности и чем он может быть полезен сейчас. Так ребята понимают, что все, чему я учу, им пригодится.
КОМПЕТЕНТНО
Инна Гринцевич, заместитель директора Озерцовской средней школы:
– Преподавателей трудового обучения готовят только три учебных заведения: Индустриально-педагогический колледж в Минске, Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина и Полоцкий государственный университет. Поэтому на таких специалистов всегда повышенный спрос. Директора школ часто заранее присматривают хороших студентов: так, Надежда работает у нас с четвертого курса, и мы ей очень довольны.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Дмитрий Щербенок, студент Полоцкого государственного университета:
– С ностальгией вспоминаю, как мы с одноклассниками по средней школе № 3 Орши делали на уроках труда деревянные указки, металлические номерки для гардероба. Конечно, знаний и навыков, полученных на занятиях, вряд ли бы хватило для того, чтобы прийти на завод и без дополнительного обучения сразу стать к станку. Но в то же время школа дала хорошую базу, позволяющую самостоятельно решать мелкие бытовые вопросы. Кстати, было бы неплохо, если бы шить и готовить учили не только девочек. Будь у меня в школе уроки кулинарии, глядишь, не приходилось бы сейчас каждый день есть гречку, сваренную в мультиварке.
krupenk@sb.by
Надежда Шварко умело управляется и с киянкой, и с лобзиком
Дресс-код – синий халат
Еще две минуты – и в 8 «Б» начнется занятие. Одиннадцать подростков в одинаковых синих халатах уже уселись за верстаки и с ожиданием смотрят на Надежду, или, как они ее называют, Надежду Геннадьевну. К тому, что уроки труда у них ведет хрупкая барышня, в платье и с балетным пучком на затылке, ребята уже привыкли и авторитет молодого педагога не оспаривают. Хотя поначалу пытались, признается Надежда:– Помню, как впервые пришла на занятие в шестой класс. По плану я должна была учить ребят работать ножовкой, поэтому нарисовала на деревянной заготовке прямую линию и стала показывать, как пилить. «А почему вы остановились? – спросили ученики, когда я решила сделать паузу. – Пилите до конца!» Видимо, проверяли, умею ли я вообще пользоваться инструментом. А на следующем занятии попросили снова: «Давайте вы еще раз деревяшку разрежете. Мы тут подумали, что на прошлом уроке вам просто повезло…»
Надежда родом из Кобрина. В Индустриально-педагогический колледж поступила, чтобы стать учителем черчения (уж очень ей нравился этот предмет), получив «технический труд» в нагрузку. А в итоге запасной вариант стал для нее основным. Впрочем, Надя не расстроилась:
– Технический труд полюбила еще в колледже. Проводилось так много практических занятий, что у меня было всего два варианта – или полюбить то, что делаю, или забирать документы. Остановилась на первом. В результате к выпуску уверенно управлялась с любым инструментом – от лобзика до токарного станка.
Когда ребята из 8 «Б» говорят знакомым, что уроки труда у них ведет хрупкая 21-летняя барышня, многие не верят
И туфелька для мамы
Тема сегодняшнего занятия – шиповые столярные соединения. На прошлом уроке восьмиклассники разбирались в теории, а на этом и следующем будут выполнять практическое задание – делать деревянный самолет, где крылья и хвост крепятся к корпусу без гвоздей благодаря специальным фигурным выступам. Все задания Надежда подбирает сама, стараясь, чтобы они были интересными:– В программе есть рекомендации, как лучше отработать тему на практике, но я нередко заменяю вариант на свой. Например, чтобы закрепить тему шиповых соединений, ученикам предлагается сделать рамку для фото. Но, во-первых, сейчас далеко не все распечатывают снимки – предпочитают хранить их онлайн. Во-вторых, я давно заметила, что мальчишки выполняют задание охотнее, если делают это не для мамы и школы, а для себя. Хоть они и кажутся взрослыми, но – поверьте – все рады поиграть с деревянным самолетом.
Выпиленные лобзиком пазлы, подставка под телефон в виде миниатюрной туфельки – подарок мамам на Восьмое марта… У каждого восьмиклассника за годы учебы собралась целая коллекция поделок.
– Зачем вам самим делать подставку, если похожую можно купить в любом сувенирном магазине? – пытаюсь поддеть парней.
– А почему бы не сэкономить, раз есть такая возможность? – пожимает плечами Максим Воропай. – Кроме того, фабричные сувениры часто бывают хлипкими, а когда делаешь для себя, стараешься, чтобы вещь была крепкой, надежной.
– К сожалению, так рассуждают не все, – замечает Надежда Геннадьевна. – В каждом классе есть школьник, который уверен, что ему уроки труда не нужны, мол, если что-то понадобится – пойду и куплю. Объясняю, что, как бы ни изменилась наша жизнь в последние десятилетия, умение забить гвоздь, повесить полку, отремонтировать расшатавшуюся табуретку ценится по-прежнему. И если раньше эти знания часто давали отцы и деды, то сейчас только и надежды, что на уроки труда. Например, некоторые ученики на моих занятиях впервые увидели лобзик.
Верстак общий, а лобзик – свой
Вспомнив технику безопасности, восьмиклассники принимаются за работу: зажимают в верстаке деревянный брусок, пилят, убирают лишнее лобзиком. Кстати, этот инструмент у каждого свой, обращает внимание педагог:– Школьный кабинет труда обеспечен всем необходимым, так что это, скорее, педагогический момент. Лобзики часто ломаются, но когда инструмент свой, а не школьный, ребята относятся к нему бережнее.
Оторвавшись на минуту от верстака, парни рассказывают, что уроки труда им нравятся («я как-то даже в столовую опоздал – так хотел задание доделать») и что новые навыки не раз пригодились им в жизни («у меня брат надстраивал второй этаж в гараже, так я ему все время помогал – он даже удивился, как много я умею»). Сетуют только, что занятий мало – одно в неделю. У пяти- и девятиклассников тоже по одному уроку, в шестом и седьмом классе – по два, показывает учебные планы Надежда Шварко:
– В целом программа мне нравится. Теория сведена к необходимому минимуму: например, в восьмом классе 80 процентов занятий – практические. Учебники тоже хорошие, в них много схем и рисунков. А в конце темы, что особенно импонирует, небольшой экскурс в историю: где применялся такой инструмент или метод в древности и чем он может быть полезен сейчас. Так ребята понимают, что все, чему я учу, им пригодится.
КОМПЕТЕНТНО
Инна Гринцевич, заместитель директора Озерцовской средней школы:
– Преподавателей трудового обучения готовят только три учебных заведения: Индустриально-педагогический колледж в Минске, Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина и Полоцкий государственный университет. Поэтому на таких специалистов всегда повышенный спрос. Директора школ часто заранее присматривают хороших студентов: так, Надежда работает у нас с четвертого курса, и мы ей очень довольны.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Дмитрий Щербенок, студент Полоцкого государственного университета:
– С ностальгией вспоминаю, как мы с одноклассниками по средней школе № 3 Орши делали на уроках труда деревянные указки, металлические номерки для гардероба. Конечно, знаний и навыков, полученных на занятиях, вряд ли бы хватило для того, чтобы прийти на завод и без дополнительного обучения сразу стать к станку. Но в то же время школа дала хорошую базу, позволяющую самостоятельно решать мелкие бытовые вопросы. Кстати, было бы неплохо, если бы шить и готовить учили не только девочек. Будь у меня в школе уроки кулинарии, глядишь, не приходилось бы сейчас каждый день есть гречку, сваренную в мультиварке.
krupenk@sb.by