Некоторые оставляют единственный след в жизни - отпечатки пальцев

"Хочу поступить на cледственно-экспертный факультет Академии МВД!" - нужно ли говорить, какую реакцию вызвало такое мое заявление у мужа, который имеет самую что ни на есть гражданскую специальность.
"Хочу поступить на cледственно-экспертный факультет Академии МВД!" - нужно ли говорить, какую реакцию вызвало такое мое заявление у мужа, который имеет самую что ни на есть гражданскую специальность. Если с журналистикой худо-бедно он еще готов был мириться, то работа в милиции (да тем более такая!) в его представлении никак не сочеталась с семейной жизнью. В общем, мне было предложено: или - или...

Что тут сказать? С одной стороны, мечта, которая долгие годы формировалась под влиянием многочисленных детективных историй: захватывающих, опасных и романтичных. С другой... Я промолчала. А спустя несколько дней в кабинете первого заместителя начальника Государственного экспертно-криминалистического центра (ГЭКЦ) МВД Александра Комарова снова услышала предостережение: не женское, мол, это дело!

Романтика наизнанку

- Детективы, говорите? Лично я сейчас их просто не могу читать. Сразу понятно, что писали люди, которые далеки от нашей профессии. И что в итоге? Начитавшись таких книжонок, молодые люди стремятся в эксперты, понятия не имея о том, что их ждет. А когда их спрашивают: мол, объектами вашей работы будет "биология", разложившиеся трупы, - готовы ли вы к этому? Только тогда они задумываются. Впрочем, здесь еще очень важно, в какой именно сфере вы бы хотели работать. Ведь одно дело, когда речь идет о традиционной криминалистике, которая включает в себя дактилоскопию, баллистику (исследование оружия), трасологию (наука о следах), почерковедение, портретную идентификацию, техническую экспертизу документов и экспертизу холодного оружия. Всему этому можно научиться на названном вами факультете. И совсем другое - проведение специальных исследований. Тут работа экспертов связана с достижениями науки в области биологии, физики, химии... Так что без соответствующего образования не обойтись. Например, фоноскопические экспертизы проводят специалисты в области электроники, математики и лингвистики. Я уж не говорю об исследованиях ДНК, наркотических веществ, микрообъектов, о восстановлении облика человека по черепу, выявлении поддельных денежных банкнотов, взрывотехнических экспертизах и т.д. Некоторые из таких специалистов есть только в ГЭКЦ, где проводится более 60 видов разнообразных экспертиз и исследований. Так что же вас интересует?

Я растерялась. Конечно, эта информация не стала для меня открытием. Просто я никогда не задумывалась, в какой же области мне бы хотелось работать. Но ответ пришел сам собой: главное - это место преступления! Догадавшись, о чем я думаю, Александр Иванович сказал

: - Эксперт районного звена несет самые большие нагрузки. От того, как он сработает на месте происшествия, зависит вся дальнейшая работа не только экспертной, но и всех других служб, задействованных в раскрытии преступления. Его ошибка плюс ошибка следователя - и вся доказательная база может рухнуть.

Нужно ли говорить о том, что это значит? Огромная ответственность! А теперь представьте себе, что в нашей стране в ряде РОВД в штате только по одному сотруднику этой специальности. То есть, другими словами, сказать, что у них ненормированный рабочий день, - это ничего не сказать. Например, в Ошмянском РОВД - два эксперта, рабочий день которых нередко начинается в 8 утра, а заканчивается ближе к 10 вечера. И это не считая ночных выездов, которые случаются каждый раз, когда совершается преступление.

Но, что удивительно, пообщавшись с представителями этой профессии, я так и не услышала жалоб. Согласитесь, можно было бы посетовать: "Да надоело все это - я практически не вижу свою семью". Или еще что-то в этом роде. Но никто об этом так и не заговорил!!! Когда же я спрашивала, как жены относятся к такой службе, женатые эксперты отвечали: "Нормально. Знали, за кого замуж выходили". Впрочем, некоторые представители этой профессии к 30 годам так и не женились. Некогда за девушками ухаживать...

Еще сложнее приходится женщинам-экспертам. Их на всю страну лишь около 60. Для многих непреодолимым психологическим барьером становится работа с... трупами. Далеко не все могут через это пройти. А иначе нельзя. Эксперты должны заставить себя забыть о брезгливости. Ведь ситуации бывают самые разные. Скажем, труп обнаружили в квартире только спустя две недели после убийства. По нему ползают сантиметровые белые опарыши - но кто-то ведь должен работать над раскрытием преступления!

Черный чемодан

Стоило мне представить себе эту картину, как стало не по себе. Может быть, у экспертов есть хотя бы какая-нибудь спецодежда?

- Мы работаем в обычной милицейской форме, разве что вот эти перчатки, - сказал начальник ЭКО Фрунзенского РУВД майор милиции Олег Федорович, открывая передо мной черный чемодан, в котором аккуратно сложены инструменты и приспособления эксперта-криминалиста.

Кто бы мог подумать!.. Помимо дактилоскопических порошков, кисточек и скотча для снятия отпечатков пальцев, я насчитала еще порядка 30 различных предметов: фотоаппарат, ножовка, штангенциркуль, компас, плоскогубцы, стеклорез, пинцет, скальпель, шпатель, рулетка, несколько луп, пробирок, отверток.

- А стамеска-то зачем? - не удержалась я.

- Это один из главных инструментов, - сказал Олег. - Например, на двери остались следы взлома. Как их изъять? Тут и потребуется стамеска...

Изучив содержимое чемодана, который, кстати говоря, весит килограммов 15, мы направились на учебный полигон, где на инсценированных местах происшествий практикуются молодые эксперты. По правде говоря, даже вид "убитого" манекена для меня, неискушенной, был не совсем приятен. И я снова подумала о психологических нагрузках, которые испытывают эксперты. Нужно суметь абстрагироваться и заняться поиском следов. Но это лишь начало! Закончив работу на месте происшествия, эксперт должен провести соответствующие экспертизы. Например, если изъяты следы обуви, их нужно проверить по картотеке следов с мест нераскрытых преступлений. Отпечатки пальцев "запустить" по компьютеру по системе АДИС - автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система, в которой на сегодняшний день находится около 100 тысяч отпечатков пальцев с мест нераскрытых преступлений. А вдруг выдаст совпадение? А случается это нередко. С 2000 года, когда появилась АДИС, с ее помощью были установлены совпадения по 5.983 преступлениям, в том числе 310 убийствам и тяжким телесным повреждениям. При этом более 50 процентов всех совпадений устанавливается по преступлениям 5 - 8-летней давности, которые без использования системы вообще не имели бы перспективы раскрытия. Кроме того, в обязанности эксперта входит также составление фоторобота подозреваемого. Думаете, это просто? Час, полтора кропотливой работы в лучшем случае. И это тоже не все.

- Сейчас, - рассказал Олег, - выпускники академии выходят со всеми семью допусками. То есть они могут и умеют проводить все семь видов криминалистических экспертиз. Если же мы не справляемся сами, то обращаемся за помощью к коллегам из ЭКЦ ГУВД Мингорисполкома и ГЭКЦ МВД.

Чтобы стать настоящим экспертом, человек должен почувствовать эту профессию. Научиться входить в роль преступника. В этом своеобразная психологическая изюминка экспертно-криминалистической службы. В частности, Александр Комаров вспомнил, что однажды ему вместе с Владимиром Красаускасом (ныне начальник оперативно-криминалистического отдела ГЭКЦ) пришлось выезжать на место происшествия, которое было инсценировано: "За столом, накрытым на 6 персон, было двое убитых, - рассказывал он. - Первая мысль, которая могла бы возникнуть: пьянка, разборка, должны быть 4 свидетеля. Классика. Но... Начинаем смотреть: тарелки не протерты, будто их наспех доставали. Потом нашли вилку с отпечатками пальцев. Как оказалось, владелец этих отпечатков и убил обоих".

Вообще на памяти Александра Комарова, который более 17 лет возглавлял экспертную службу ГУВД Мингорисполкома, много подобных историй. И все же его рассказы нисколько не приближали меня к реальности экспертной работы. Я должна была увидеть все своими глазами!

Жизнь, как детектив

Уже на следующее утро мне позвонили из дежурной части ГЭКЦ.

- Разбойное нападение на квартиру во Фрунзенском районе, - сообщили эксперты. - Все подробности узнаем на месте происшествия.

...На кухне я увидела пожилую женщину, которая рассказывала следователю о случившемся. Мол, она вышла на улицу вынести мусор. А когда возвращалась, на лестничной клетке на нее напали двое неизвестных в масках. Зажав женщине рот, они забрали у нее ключи от квартиры. Проникнув внутрь, злоумышленники затолкали беднягу в ванную комнату, а потом стали шарить по квартире. Правда, ничего, кроме золотых украшений, не взяли - не нашли. Когда преступники ушли, женщина выбралась из ванной и вызвала милицию.

Когда мы приехали, на месте уже работали эксперты районного управления внутренних дел и ЭКЦ ГУВД Мингорисполкома.

Заместитель начальника ЭКЦ Эдуард Алябьев предположил, что преступники поджидали потерпевшую у окна на лестничной клетке, и по согласованию со следователем дал распоряжение одному из экспертов поискать отпечатки на оконной раме: нашли "ладонь и один из пальцев" - возможно, кого-то из злоумышленников. Тем временем другой эксперт работал в квартире. Обследовав места, откуда было похищено золото, специалисты обратили внимание на следы, оставленные на двери ванной комнаты и на столе. Одновременно сантиметр за сантиметром эксперт-криминалист ЭКО Фрунзенского РОВД Андрей Доценко начал обрабатывать ламинат дактилоскопическим порошком...

Одно дело, когда все это происходит на учебном полигоне. Однако, увидев работу экспертов в реальной жизни, я засомневалась. Как из десятков следов выбрать нужные? А главное - как по столь незначительным уликам кого-то можно отыскать?

- Поверьте, следы - это не так уж и мало (подробности в интересах следствия не разглашаются. - Прим. авт.), - заметив мое замешательство, сказал Андрей Доценко.

Систематизировать полученные впечатления не имело смысла. Об этой профессии нельзя рассказать в двух словах. Ее надо прочувствовать. И научиться отвлекаться. Не стать черствыми к человеческому горю, но среди всего этого все же отыскать романтику профессии, о которой снято столько фильмов и написано столько книг. В чем она? Мне показалось, что ответ на этот вопрос скрыт в самом определении слова "криминалистика". Это - наука о способах и методах раскрытия преступлений. Чтобы быть на шаг впереди преступников, которые с каждым годом изобретают все более изощренные способы совершения злодеяний и все более искусно скрывают следы, эксперты должны постоянно совершенствоваться. Проще говоря, криминалистика затягивает, и тогда жизнь становится сплошным детективом. Опасной, сложной, но такой интересной!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter