Нехороший осадок

Аналитики еще будут изучать уроки несостоявшегося газового кризиса в Беларуси.
Аналитики еще будут изучать уроки несостоявшегося газового кризиса в Беларуси. Конфуз авторов скандала дает обильную почву для размышлений. "Газпромовский" провал попытки удовлетворения наскоком не совсем приличных политико-экономических амбиций - вещь обидная. А потому приходится кричать вслед уходящему поезду.

Похоже, запутался даже российский МИД: не имея сколько-нибудь логичных аргументов, он заявил о каких-то системных ошибках в белорусской внутренней политике. Диппротокол, обязывающий к невмешательству во внутренние дела государств, забыт начисто. Но, понимая очень неудобное положение, в котором оказалась страна, торгующая газом, отнесемся к этому снисходительно. Хотя бы так, как это сделало наше внешнеполитическое ведомство.

Сдержанность понятна. У Беларуси достаточно оснований хранить спокойствие. Премьер-министр Сергей Сидорский доложил вчера Президенту о восстановлении рабочего давления в системе газопроводов. Топливо привычно идет в дома, на предприятия и потребителям Европы. Заключенный контракт на его поставку с компанией "Транс-Нафта" гарантирует бесперебойность поставок в перспективе. Работа идет своим чередом. Правительству поручено продолжить переговоры с "Газпромом" и проработать варианты диверсификации энергопоставок на отечественные производства с переводом их на альтернативные виды энергии.

А вот головам высоких государственных мужей России болеть есть от чего. По некоторым прикидкам, манипуляции с газовым вентилем могут стоить "Газпрому" до полмиллиарда долларов. Руководство польского правительства уже высказывалось о намерении предъявить поставщику "голубого топлива" требование о компенсации потерь. Германия оказалась сдержаннее, но, похоже, лишь публично. Иначе премьер-министру Михаилу Касьянову не пришлось бы в спешном порядке лететь вчера на встречу с председателем правления энергетической компании E.ON Вульфом Бернотатом и председателем правления компании "Ruhrgas" Буркхардом Бергманом для того, чтобы обсудить "возможность сотрудничества в области энергетики и газа, а также развитие инфраструктурной сети". Интересно, многих ли наивных удовлетворило это пространное пояснение визита, распространенное департаментом правительственной информации России через информагентства?

В информационное поле на всякий случай вброшен и еще один тезис. Дескать, "Белтрансгаз" "Газпрому" не очень-то и нужен. Свет клином на нем не сошелся, а после прокладки газопровода по дну Балтийского моря о белорусских трубах и вовсе можно забыть.

Известно, что менеджеры "Газпрома" умеют считать деньги. Они не могут не понимать, что и нынешняя государственная собственность на "Белтрансгаз" не удлиняет путь прокачки топлива в Европу. Да и транзитные тарифы до последнего времени здесь были значительно ниже, нежели в соседних государствах. Искать этому альтернативу просто незачем. Потратить 5,7 млрд. долларов (во столько оценивается новый проект) для того, чтобы оставить ржаветь трубы в Беларуси, - слишком дорогой трюк. Так в мире большого бизнеса не делают.

Североевропейский газопровод планируется ввести в строй в 2007 году. Два года спустя он выйдет на проектную мощность. Изначально планировалось, что это будет 19,7 млрд. кубометров газа в год. Но рассматривается возможность и увеличения прокачки до 30 млрд. кубов. В свое время глава "Газпрома" Алексей Миллер говорил, что поставки топлива в Европу к 2008 году вырастут до 185 - 205 млрд. кубометров. То есть на 55 - 75 миллиардов. В лучшем случае 30 из них с 2009 года возьмет на себя балтийская труба. Остальные 25 - 45 в нее уже не влезут. А это значит, что и белорусский, и украинский каналы, загруженные нынче под завязку, не только не останутся невостребованными, но и, возможно, потребуют расширения.

Так что нужен россиянам "Белтрансгаз", причем не меньше, чем нам газ. Это отлично понимают и в Москве, и в Минске. И белорусская сторона не единожды демонстрировала открытость к конструктивному сотрудничеству. Жаль только, что взамен получила очень некрасивую сцену. Между тем диалог продолжать в любом случае придется. Пусть ситуация и омрачена некорректным поведением партнера, техническая инфраструктура, созданная еще в советские времена, неделима и работать на ней придется сообща. А вот как будут развиваться взаимоотношения в других сферах? Слишком тяжелый осадок остается после круто замешанной в Москве газовой интриги.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter