Еще до начала совместного заседания Парламента и Правительства стало ясно, что центральным вопросом будет ограничение поставок нашей мясо–молочной продукции...

Нехорошие сомнения в хороших продуктах

Почему россияне отказываются от белорусского мяса и молока?
Темой очередного совместного заседания Парламента и Правительства значилось развитие агропрома. Но еще до начала работы стало ясно, что центральным вопросом будет ограничение поставок нашей мясо–молочной продукции на российский рынок. В кулуарах депутаты живо обсуждали справедливые упреки в адрес российских партнеров, высказанные накануне Президентом. По всему было видно, что настроены они решительно. Что и предопределило содержание заседания. Свои вопросы парламентарии адресовали заместителю Премьер–министра Михаилу Русому.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».

Что мы имеем сегодня? Сегодня продукты питания с маркировкой «Сделано в Беларуси» можно встретить на рынках более чем 50 стран мира. Всюду потребитель своим кошельком голосует за качество нашей продукции. В том числе и в соседней России, где давно любят и ценят наши молоко, сметану, сыры, творог, колбасы. Тем непонятнее действия Россельхознадзора, который периодически норовит добавить ложку дегтя в двусторонние торговые отношения. По собственной ли инициативе, лоббируя ли интересы крупных торговых сетей или из каких–то других соображений, но факт остается фактом: именно эта структура вставляет палки в колеса белорусским производителям продуктов питания.

На этот раз следующим образом. После того как российские власти ввели запрет на импорт продовольствия из стран Запада, официальный Минск предложил увеличить поставки белорусских товаров в Россию, чтобы восполнить образовавшийся дефицит. В Москве не только не стали возражать, но и приветствовали этот шаг. А тут вдруг российские чиновники пошли на попятную. Ввели временный запрет на поставки продукции с двух десятков наших предприятий. Затем и вовсе предложили ограничить транзит белорусской продукции в Казахстан и третьи страны до решения спорных вопросов. Каков мотив? Поначалу обвинения сводились к тому, что белорусы в нарушение введенного Россией продовольственного эмбарго занимаются реэкспортом товаров из европейских стран. Потом вдруг появилась информация, что наши товары не соответствуют стандартам качества. Что же придумают завтра? И это при том, что ни одного задокументированного факта представлено не было. Только чистые фантазии. Поведение явно не партнерское. Говорить одно, думать другое, а делать третье — так близкие союзники не поступают. И уж тем более это несовместимо с принципами свободной торговли в зоне Таможенного союза.

Нашей стране не раз приходилось доказывать необоснованность претензий к качеству продукции со стороны российских ветеринарных, санитарных и прочих служб. Буквально на днях в стране работала комиссия Европейского союза по контролю за остаточным количеством вредных веществ в готовых продуктах. Никаких замечаний! Так почему же этого в упор не замечают российские партнеры? Вот что думает по этому поводу депутат Владислав Цыдик:

— Вопреки выводам российских чиновников народ России уже давно поставил знак качества всем нашим продуктам питания. Происходящее сейчас — это, по большому счету, подковерные игры, которые периодически возникают в угоду чьим–то интересам.

Чьим именно? В этом надо разобраться самим российским властям. В данном случае, видимо, есть в России влиятельные силы, которые пытаются погреть руки, искусственно раздувая потребительские цены на фоне дефицита некоторых продуктов питания. Страдает от этого простой люд. Наживаются крупные торговые сети, всевозможные посредники и спекулянты. А Беларусь здесь не ко двору уже потому, что поставляет продукты по самым низким ценам, тем самым сбивая общий градус дефицита и не позволяя кое–кому, простите, мародерствовать в сложной для страны ситуации. Иначе такое поведение и не назовешь.

— Мы все время ставим себя в роль просителей и оправдывающихся, — возмутился депутат Николай Иванченко. — Нужны механизмы, которые позволяли бы нам, в случае когда мы уверены в своей правоте, незамедлительно реагировать на необоснованные претензии со стороны российских партнеров. Скажем, вводить встречные санкции за нарушение контрактов. Ведь предприятия несут огромные убытки от таких действий.

Владислав Цыдик предложил рассмотреть возможность создания в Таможенном союзе единой структуры по контролю за качеством сельхозпродукции. Это позволит оперативно в рабочем порядке снимать возникающие проблемы, не вынося сор из избы. Михаил Русый согласен: в Евразийском экономическом союзе нужна независимая референтная лаборатория, которая сбила бы спесь с Россельхознадзора и принимала бы решения без привязки к ведомственным интересам. Так работают во всем мире.

Пока же специалисты с обеих сторон согласовывают подходы по решению вопросов транзита и методики контроля за качеством продукции. В понедельник — вторник эта работа продолжится уже с участием европейских экспертов. Вице–премьер выразил надежду: в начале декабря удастся подписать документы по данной проблематике. Вот только вся эта суета выглядит как–то бестолково. Ведь переговоры ведутся о выдуманной проблеме. Лишняя трата энергии, которую можно было бы направить в более полезное русло. Ведь говорить, по большому счету, не о чем. В России прекрасно знают, предъяви они хоть один реальный факт махинаций какого–либо белорусского субъекта хозяйствования, с ним бы разобрались прежде всего собственные власти. Белорусский бизнес давно усвоил: темнить — себе дороже. Поэтому предельно аккуратен и дисциплинирован. Россиянам здесь есть чему поучиться.

Кстати

Фото БЕЛТАВчера в Овальном зале поднимались и другие острые вопросы. В частности, депутаты резко раскритиковали Министерство здравоохранения по поводу нашумевшего постановления № 66. Этот документ значительно расширяет список лекарств, которые можно купить только по рецепту врача. Заместитель министра Вячеслав Шило попытался объяснить: такое решение вызвано тем, что слишком много граждан занимается самолечением. Кроме того, есть проблема с контролем за движением медпрепаратов в аптечной сети. Но парламентариев категорически не устроил такой ответ.

— Люди вынуждены занимать очередь в поликлиники в пять утра, — возмутился Дмитрий Харитончик. — К тому же есть вопросы с доступом к специалистам в глубинке.

Зинаида Мандровская вступилась за врачей:

— Можете представить, кардиолог должен выписать больному на шесть месяцев по четыре–шесть препаратов. Это 24 — 36 рецептов. Он пишет их вручную и клянет все на свете. Где в мире такое есть?!

К тому же экономический эффект от нового постановления весьма сомнителен. Вряд ли люди станут меньше болеть. А вот потери рабочего времени и у врачей, и у пациентов огромны. Замминистра пообещал решить вопрос упрощения отпуска лекарств за счет развития системы информатизации, чтобы рецепт передавался из поликлиники в аптеку по электронной сети. Но многие в Овальном зале скептически отнеслись к этой идее. Единая сеть когда еще будет, а возникшую серьезную проблему надо решать уже сегодня.

Одним словом — непонятно


Мы поинтересовались у известных и авторитетных руководителей белорусских предприятий, что они думают о претензиях к нашей продукции Россельхознадзора.

Генеральный директор СЗАО «Серволюкс» Евгений Баскин:

— На наших предприятиях организован жесткий ветеринарный и лабораторный контроль качества и безопасности пищевых продуктов на всех этапах. Начиная с момента получения суточных цыплят и заканчивая изготовлением готовой продукции. Кроме того, образцы нашей продукции постоянно исследуются в независимых государственных аккредитованных лабораториях Беларуси, Польши, Голландии. По результатам испытаний за последние 3 года опасных веществ ни в одном из образцов выявлено не было. В октябре–ноябре текущего года исследовано около 25 образцов в межрегиональной Брянской лаборатории. Нарушений не выявлено.

На едином пространстве ограничений быть не может. Наши российские партнеры оказались в сложной ситуации, когда поставки сорвались в самый неподходящий момент — в преддверии Нового года. Надеемся, что в кратчайшие сроки российская сторона изменит свое решение, от чего выиграют как покупатели, так и производители обоих государств.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».

Людмила Клевенец, первый заместитель генерального директора ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат»:

— Нашу продукцию всегда без проблем приобретали в России, Беларуси, Казахстане. Этот запрет нас шокировал. Стали разбираться. Претензии предъявлены к нашей паштетной ливерной колбасе. Якобы какое–то несоответствие нашла Брянская областная ветеринарная лаборатория. У нас таких данных нет. До этого момента вся продукция продавалась на ура. И даже если якобы появились спорные моменты по паштетной колбасе, почему запрет распространяется на всю продукцию предприятия?

Александр Кулинко, заместитель генерального директора ОАО «Агрокомбинат Скидельский» по коммерческим вопросам:

— С 2006 года мы экспортируем птицу в Россию и Казахстан. Продукция проходит лабораторные испытания на современном оборудовании и соответствует всем международным стандартам. За 8 лет сотрудничества ни разу не возникало никаких претензий к качеству белорусского товара. И вдруг они возникли... В одночасье! Ну ладно бы к одному, двум белорусским предприятиям — это было бы, в принципе, объяснимо. А то сразу к двум десяткам... Вывод? Наверняка здесь дело не в качестве поставляемой нами продукции, а в чем–то другом...

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».

Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».
Фото Александра РУЖЕЧКА, «СБ».

Людмила Олексенко, и.о. заместителя директора по производству ОАО «Калинковичский мясокомбинат»:

— История анекдотическая, но нам не  смешно. Анализ трех проб из партий сырого мяса в августе и сентябре, проведенный Брянской областной ветеринарной лабораторией, показал превышение общего числа микроорганизмов. Мы занялись расследованием этих историй. Сам механизм отбора пробы — это отрезание куска мяса от туши и доставка в лабораторию. Срок годности такого отрезанного куска — 48 часов. Исследования производили через трое суток. Возврата продукции не было, фуры поехали дальше к покупателю. Было только заключение лаборатории после ряда нарушений при отборе. Мы оперативно предоставили в Брянск пробы, которые не вызвали никаких нареканий. Прошло два месяца. И вот — запрет на всю продукцию из–за трех кусков мяса, которые были отобраны неправильно. Сами делайте выводы.

Максим Бугаев, начальник отдела маркетинга ОАО «Брестский мясокомбинат»:

— Официальных претензий с российской стороны наш комбинат не получал.

Виктор Мирош, и.о. генерального директора ОАО «Витебская бройлерная птицефабрика»:

— Сути претензий с российской стороны к качеству нашей продукции не понимаем. Никаких антибиотиков или запрещенных препаратов не использовали, внятных и аргументированных доказательств иного до сих пор из РФ не получили. Брэнд «Ганны» хорошо известен за рубежом именно благодаря бесспорному качеству продукта. В настоящее время увеличиваем объемы углубленной переработки мяса птицы, проблем с реализацией нет. Считаю, что хороший товар всегда найдет свой путь к потребителю и в отношениях с российскими партнерами также возобладает здравый смысл.

Нонна Тарасенко, заместитель директора по сырью ОАО «Бабушкина крынка» — управляющей компании холдинга «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка»:

— Всегда с гордостью говорю: качество молочной продукции в Беларуси на голову выше, чем в любой другой постсоветской республике. Причина тому — у нас крупнотоварное молочное производство. Это гарантия безопасности сырья. У нас действует точно такая же — а может быть, и лучше! — система проверки сырья, технологического процесса, выпускаемой продукции, как и в России. Никаких опасных веществ нет в том, что выпускаем. Высокое качество продукции гарантируем.

konon@sb.by

Советская Белоруссия №228 (24609). Суббота, 29 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter