Некассовый чек

Чековая приватизация скорее всего не завершится 31 декабря 2004-го. Готов проект постановления Правительства о продлении ее еще на год.
Чековая приватизация скорее всего не завершится 31 декабря 2004-го. Готов проект постановления Правительства о продлении ее еще на год. А последний специализированный инвестиционный фонд - незабвенный ПРИФ, объединивший в свое время около 70 тысяч акционеров, - вот-вот поставит точку в истории своего существования. Какая связь между этими событиями? Они звенья одной цепи - безвозмездной передачи госсобственности народу.

Народ чековой приватизации не понял. До сих пор. Хоть и участвует в ней более 10 лет. Наверное, реклама виновата. Помните, в начале 90-х в эфир ворвалась новая аббревиатура - СИФ (специализированный инвестиционный фонд). Людям, получившим на руки бумажный эквивалент государственного имущества, предлагали обменять его, то есть чеки, на акции фонда. И не одного, а целых 47. И все. Дальше, мол, спите спокойно, дедушки и бабушки (а клюнули на рекламу в основном пенсионеры), да держите карман шире. "Если бы я вложил деньги на длительный срок в банк и через 10 лет решил забрать вклад с положенными процентами, а мне бы вернули только первоначальную сумму, то действия кредитополучателя были бы признаны незаконными. А что же "Славнефть"? Мы с женой вложили свои чеки в это предприятие, рассчитывая, что оно перспективное, связанное с нефтедобычей и нефтепереработкой", - пишет К.Ясинский из Борисова. Недавно ОАО "Специализированный инвестиционный фонд "Славнефть" (кстати, не имеющий ничего общего с одноименной российской компанией - вот вам еще один нюанс рекламной игры на аналогиях) после многих лет переписки предложил пенсионеру забрать чеки "Имущество" назад в связи с ликвидацией компании.

- Но ведь денег не было, - комментирует письмо заместитель председателя Комитета по ценным бумагам Валерий Кулаженко. - Чеки люди получили бесплатно. И идея специализированных инвестиционных фондов была, в принципе, неплоха. Ну что простой человек понимал, да и сейчас понимает в проспекте эмиссии предприятия-эмитента?.. Профессионалы от имени акционеров собирались на аукционах покупать пакеты акций самых доходных приватизируемых госпредприятий, получать и потом распределять дивиденды. Но "голубых фишек", как в России (я имею в виду нефтегазовый комплекс), у нас не было. В основном приватизировались предприятия торговли, переработки, сельхозхимии, сельхозтехники, легкой промышленности и деревообработки. Аукционы проводились редко. Да и большинству акционерных обществ было совсем не до выплат дивидендов. Дай Бог выжить. Все это сделало деятельность СИФов невозможной.

Хоть у нас и наблюдается 10-процентный рост ВВП, но с дивидендами по-прежнему туго. В первом полугодии их выплачивали всего 285 акционерных обществ из 1.700. Это 16 процентов. Максимальный размер дивидендов составил 18 тысяч рублей на акцию, минимальный - 3 сотых рубля. У меня тоже дома лежит 40 акций ОАО "Мозырьдрев". Изредка я интересуюсь их доходностью, но всякий раз убеждаюсь, что пересылка причитающихся доходов из Мозыря в Минск не только не принесет прибыли, так еще и убытками обернется. Но я свято верю: когда-нибудь в Беларуси появится полноценный рынок ценных бумаг и акции моего предприятия будут востребованы. А значит, вырастут в цене. Ведь большинство акционеров на Западе вовсе не рассчитывают на дивиденды, их привлекает потенциал роста стоимости акций престижных компаний. Однако, чтобы этот потенциал узнать, акции нужно продавать. Но пока продолжается чековая приватизация, остается в силе мораторий на продажу акций, полученных в обмен на чеки "Имущество".

Впрочем, простому человеку все эти тонкости ни к чему. Народная молва донесла до него, что менять чеки на акции нет никакого резона. А вот подержать их под подушкой некоторый смысл имеется. Когда-то давным-давно парламентарии совершили роковую ошибку. В Законе "Об именных приватизационных чеках" они оставили уникальную формулировку, которой больше нет ни в одной постсоциалистической стране, но которая сделала чек ценной бумагой и возложила на государство обязательство выкупить неиспользованные чеки у населения по завершении чековой приватизации. Чек нынче стоит 4.200 рублей. А под подушкой их лежит 190 миллионов. Если дать за каждый полную цену, то получится около 800 миллиардов рублей, или часть годового бюджета страны, предназначенного на содержание больниц и школ. Нереально. И даже если снизить цену выкупа на порядок, то прежде эти деньги нужно где-то взять. Между тем... "Срок обращения чеков "Имущество" заканчивается 31 декабря 2004 года, - пишет в "СБ" Олег Кузьмин из Бреста, - скажите, когда можно будет их сдать в Беларусбанк и получить за это деньги?" Народ ждет часа "Х". Вот почему Правительство никак не может поставить точку в этой игре для взрослых под названием "чековая приватизация".

А уж пора бы. Иначе можем запросто попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Да и открывающиеся вслед за этим перспективы развития рынка ценных бумаг могут стать серьезным источником доходов предприятий. "Нельзя сказать, что акции наших предприятий никого не интересуют, - рассказывает Валерий Кулаженко. - В Гродно есть фабрика "Неман". В свое время кто-то очень страстно желал купить пакет акций этого предприятия. И цена их выросла в 30 раз!" "Но рискованное это дело, - говорит Леонид Чечетко, заместитель начальника управления обращения ценных бумаг Минэкономики. - Почему, например, наши СИФы погибли? Потому что не диверсифицировали риски. Если бы они одну половину своих акций меняли на чеки "Имущество", а вторую продавали за деньги и потом размещали в банках, все могло быть по-другому".

А сейчас ПРИФ остался единственным, к тому же доживающим последние дни инвестиционным фондом. В спешном порядке он возвращает 45 тысячам своих акционеров чеки "Имущество". Как пообещали в Комитете по ценным бумагам, причитающиеся ценные бумаги получат все. Процесс несколько затянулся только потому, что у ПРИФа совершенно нет денег. Даже на конвертики, чтобы сообщить эту новость всем заинтересованным. А у обладателей чеков "Имущество" впереди - год, чтобы еще раз подумать и рискнуть, получив акции какого-нибудь предприятия. Все-таки из 230 ОАО выбрать можно. А риск, как известно, дело благородное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter